Найти тему
Русский странник

Как наши предки соединяли Европу и Азию

Оглавление

«Сибирская железная дорога – это великое народное дело, должно осуществляться русскими людьми из русских материалов», - так в 1891 году сформулировал главную свою задачу «Комитет по сооружению Транссибирской магистрали». В результате были построены 7500 км железнодорожного полотна в рекордно короткие сроки – за 12 лет. Рельсовый путь прокладывали по непроходимой тайге и безлюдной местности в суровых климатических условиях. На этом грандиозный проект не закончился.

В. Графов "Освоение Сибири" 2012
В. Графов "Освоение Сибири" 2012

По быстроте сооружения, трудностям строительства и объемам работ Транссибирская магистраль не знала себе равных в мире. В 1904 году американский журнал Scientific American назвал эту стройку самым выдающимся техническим достижением на рубеже веков.

Труднодоступные участки

Исследовательские и подготовительные работы продолжались четыре года. В феврале 1891-го прокладка Великого сибирского пути стартовала одновременно в Челябинске и Владивостоке. Самые труднодоступные участки располагались в обширных районах повышенной заболоченности и вечной мерзлоты в Забайкалье – от станции Куэнги до Бочкарева.

Особенно нелегким для строительства оказался отрезок пути вокруг Байкала – от одноимённой станции до населённого пункта Мысовой. На этом участке пришлось неоднократно взрывать скалы, прокладывать тоннели и возводить сложнейшие конструкции мостов в ущельях горных рек.

В результате через 12 лет - в июле 1903 года - открылось железнодорожное сообщение между столицей Российской Империи Санкт-Петербургом и нашими дальневосточными портами Владивостоком и Порт-Артуром. Правда, поезда ещё год переправлялись через Байкал на специальном пароме, пока в сентябре 1904-го не было завершено строительство непрерывного рельсового пути вдоль юго-западного побережья озера.

Фото из альбома «Великий путь», 1899
Фото из альбома «Великий путь», 1899

Бюджет

По предварительным подсчётам стоимость работ по прокладке Транссибирской магистрали должны были составить 350 миллионов рублей золотом. Впоследствии в целях экономии для Уссурийской и Западно-Сибирской линии, а это путь от Челябинска до реки Обь, за основу взяли упрощённые технические условия. За счёт этого уменьшили ширину земляного полотна в насыпях и толщину балластного слоя, использовали облегчённые рельсы и укороченные шпалы, а также сократили количество шпал на версту пути.

Предполагалось капитально строить только крупные железнодорожные мосты, а средние и малые планировалось возводить из дерева. Расстояния между станциями растянули до 50 вёрст друг от друга, а путевые здания сооружались на деревянных столбах.

Русловые опоры Амурского моста. 1913
Русловые опоры Амурского моста. 1913

Рабочая сила

Огромной проблемой стала нехватка рабочей силы. Квалифицированных строителей, а также простых мещан и крестьян, живших в европейской части России, спешно вербовали и отправляли в Сибирь. Для непрерывного пополнения рабочей силы привлекали также и местное население. Но значительную часть строителей составляли солдаты.

На первом этапе этой грандиозной стройки в 1891 году участвовало 9 600 000 человек, в 1895‑1896 годах – 84 000 ‑ 89 0000, а в 1904-ом – всего лишь 5 300 строителей. Позже, на прокладке Амурской железной дороги в 1910-ых работали 20 000 человек.

 Строительство Транссибирской железной дороги на участке Екатеринбург – Челябинск. 1900
Строительство Транссибирской железной дороги на участке Екатеринбург – Челябинск. 1900

Итоги строительства

Профессор Николаевской академии Генерального штаба, военный учёный, историк военного дела генерал-лейтенант Николай Головин писал, что во время Первой мировой войны транспортная сеть Империи с честью выдержала испытания: «Российские железные дороги блестяще выполнили работу по мобилизации Армии и сосредоточению её на театре военных действий… Работа железных дорог только по сосредоточению войск выразилась в перевозке более 3500 эшелонов». (Н.Н.Головин «Военные усилия России в Первой мировой войне» Кучково поле, 2001, стр. 272)

В 1916 году, в разгар войны, за рекордно короткие сроки удалось построить железнодорожную магистраль длиной 2000 вёрст, связавшую центральную Россию с новым стратегическим северным портом на Кольском полуострове, известным как Романов на Мурмане (нынешний Мурманск).

Накануне революции 1917 года общая протяжённость железных дорог Российской Империи составляла 81 116 километров при темпах строительства 1575 километров в год. В лучшие годы советской власти этот показатель не превышал 955 километров.

Вид с левого берега южней железнодорожной линии в Красноярске 1908
Вид с левого берега южней железнодорожной линии в Красноярске 1908