Конечно, первая часть этого заголовка не совсем точна, и даже вредна. Очень вредна. Перфекционизм (как и обычная аккуратность) полезен везде. Он позволяет поддерживать лабораторию в порядке, не терять реактивы и колбы. Учёный, поддерживающий в порядке свои записи, никогда не теряет результаты экспериментов и свои теоретические наработки... Да и просто красиво и аккуратно собранная установка, по статистике, реже взрывается (существует даже легенда, что красота установки повышает вероятность получения зачёта на практическом экзамене и увеличивает выход продукта на десять процентов).
Так вот, о чём это я. Конечно, умение аккуратно повторить эксперимент стоит многого. Однако, если переусердствовать, можно получить совсем не такой результат, как ожидалось. Ведь, как говорится, лучшее - враг хорошего. В качестве примера я могу привести открытие фтора Анри Муассаном в 1886 году.
В 1771 году шведский химик Карл Шееле обработал минерал флюорит (от лат. fluor - текучий, назвали минерал так из-за его особенности понижать температуры плавления некоторых металлов) концентрированной серной кислотой. Выделился газ, который при конденсации стал легкокипящей прозрачной жидкостью, которая обладает способностью растворять стекло (жидкость эта - HF, фтороводород, который назвали плавиковой кислотой). Французский химик Антуан Лавуазье (а отдельно от него - знаменитый Ампер) предположил, что в этой кислоте содержится доселе неизвестный элемент по типу хлора. Началась охота за самым неметалличным из неметаллов.
Эта охота не обошлась без жертв. Из-за очень сильной ядовитости фтороводорода потеряли здоровье такие видные учёные как Луи Тенар, Гемфри Деви и Жозеф Луи Гей-Люссак. Сильнейшее отравление получили ирландские химики братья Ноксы, один из которых погиб, второй был вынужден лечиться несколько лет. Поплатились жизнью также химики
Лайет и Никлес.
Из-за этого Андре Ампер даже придумал "второе название" элемента - разрушающий, то есть, phtoros. От того и пошло русское название "Фтор". И действительно, в токе фтора (сильнейшего окислителя) горит всё, что может и не может гореть в кислороде. Даже вода.
Анри Муассан учёл печальный опыт своих предшественников и, в конце концов, получил в своей лаборатории фтор, изолировав анод от катода при электролизе (фтор с водородом реагирует очень бурно, со взрывом). Заявление Муассана было принято во французской академии наук, был назначен специальный комитет в составе авторитетных ученых для проверки открытия. Однако на демонстрации Муассан не смог получить ни пузырька фтора! Почему?
Дело в том, что при подготовке к ответственному эксперименту химик слишком хорошо помыл посуду и слишком хорошо очистил фтороводород от солей калия. Настолько хорошо, что раствор перестал проводить электричество (так как HF - слабый электролит). Сложно представить, как долго и тщательно он готовился к своему эксперименту, что в кислоте не наблюдалось даже следов солей.
Конечно, учёный понял, в чём дело и добавил некоторое количество соли. На другой день Муассан таки получил перед комиссией требуемый объём фтора, после чего получил свою награду.
Дорогой читатель! Мы очень рады тому, что ты дочитал этот материал до конца. Ещё сильнее мы будем разы подписке, комментариям и оценкам нашего материала. Ведь это позволит нам писать больше и лучше.
С уважением, команда TryChemistry