Прошедший Чемпионат мира по футболу подарил россиянам редкую возможность – практически не выходя из дома открыть для себя очень далекие страны. Теперь мы знаем, что уругвайцы, перуанцы и мексиканцы – не какие-то экзотические существа, а вполне себе нормальные, веселые, эмоциональные ребята. Они тоже могут пить как не в себя, а после этого умудряться петь и танцевать.
В тот момент, когда я впервые в жизни пересёк Мексиканскую границу, до Чемпионата оставался примерно год. Все, что я знал о Мексике – отдельные эпизоды из очень поверхностного школьного курса истории и набор стереотипов всех мастей: ацтеки, ольмеки, тольтеки, тако, текилла, сомбреро, мариачи, картели. А ещё, были предупреждения знакомых американцев, в духе: "все с тобой будет хорошо, главное никому там не доверяй" - прямая цитата, между прочим, и жуткая новостная выдача от Гугла – убийства, похищения, протесты. Примерно с таким информационно-культурным чемоданом я въезжал в страну, которая позже окажется одним из самых больших и приятных сюрпризов за два года затянувшейся кругосветки. Но сегодня я хочу рассказать не про всю Мексику сразу (слишком уж длинной вышла бы история), а про одну совершенно особенную ее часть – штат Оахака. Звучит как гавайское приветствие или японская поэзия.
Если спросить мексиканца о том, куда в его стране стоит съездить и что посмотреть, то в списке из первых пяти пунктов Оахака всплывёт обязательно. Развернем эту ситуацию в обратную сторону и предположим, что это ты отвечаешь на вопросы местных о своих перемещениях по Мексике. Упомянешь Канкун, Тулум или Кабо – получишь разочарованное хмыканье, а за Оахаку – уважительный лайк.
Ну и что же в ней такого особенного? Если коротко, Оахака – остров Мексики посреди самой Мексики. Мехико сити здесь такая же “немексика”, как Москва “нероссия”, отдельные части штата Гуанохуато – больше напоминают Европу, а Чиапас как был независимым государством, так в душе им и остался. Зато в Оахаке ты найдешь абсолютно все, зачем туристы приезжают в страну – культура, природа, история и еда. Особенно еда! Хочешь отпраздновать День Мертвых аутентично, с черепами, кладбищами и весельем? Оахака! Погулять по руинам доколумбовых пирамид? Оахака! Пожевать жаренных сверчков, как семечки из кулька? Оахака! Подруга ищет себе максимально мексиканскую национальную одежку? Ну, ты уже понял куда.
Сейчас будет одна очень слащавая фразочка, но она не моя, знакомый оахакеньо (да, они именно так именуются) ее озвучил, так что пускай пока тут полежит: “Во всех остальных штатах Мексика может тебе понравиться, а Оахака помогает в Мексику влюбиться”. Я съездил, влюбился и полностью с ней согласен, даже при том, что идеальным наше знакомство не назовешь.
После нескольких недель в уютной Пуэбле я в очередной раз собрал рюкзак. До Оахака сити здесь километров 600 и две скоростные артерии. Первая – хайвей на юг, в Веракруз, но туда не надо, в Веракрузе сейчас война картелей и пацаны без голов на улицах отдыхают. Вторая – поворот и шоссе прямиком на Оахаку. В идеале, все это укладывается в долгий день автостопа с одной пересадкой. Как хорошо жилось бы в мире, где реальность укладывается в идеал, а?
И ведь начало получилось просто замечательным, не придраться. Быстро проскочил первый отрезок, до поворота, а благодаря внезапному приступу дружелюбия мексиканской полиции, ещё и первые пятьдесят километров после него. В очередной раз выходя на обочину я страшно радовался и потирал свои немытые руки - какой же удачный день, как хорошо все складывается. С этого момента и началось самое веселье. Часа через полтора, проведенных на очень хорошей точке (долго, блин!) меня подобрала пара дальнобойщиков - Чук и Гек. Альтернативные варианты: Лёлик и Болик, Борхез и Маркез, тупой и ещё тупее. На самом деле, последний вариант подошел бы лучше всего. Товарищи не то чтобы совсем тупые, но какие-то очень неловкие, несуразные и невезучие, напоминали миньонов из “Гадкий я”.
За время пути наш Чукомобиль умудрился сломаться два раза. На устранение первой проблемы ушло около часа, который мои компаньоны превратили в эпизод "Шоу Бенни Хилла", за которым я наблюдал из кабины, пожевывая остатки чипсов. Вторая поломка была уже совсем не смешной, произошла посреди ночи и вынудила нас тащиться до ближайшего сервиса, который в сотне километров, со скоростью двадцать в час. Такое происшествие Чука с Геком расстроило очень сильно. Но, тут я отдам им должное, справились со свалившейся печалью они абсолютно гениальным образом. Не можешь починить авто? Почини себя! Выжри здоровую канистру термоядерного самогона!
Я планировал добраться до Оахака к восьми-девяти часам вечера, а добрался к пяти утра. Мы пили всю ночь, мешали этой пойло с Колой и Спрайтом, закусывали Ментосом. Если бы в процессе вакханалии нас тормознули ментосы мексиканские, то по ребрам дубиной получали бы все трое. Я почти уверен, что уже после починки наш водитель ещё и что-то нюхал.
Итог – прекрасный, солнечный день, я подергиваясь сижу на главной площади Оахака-ситии, обливаюсь холодным потом и ненавижу вообще @#$*! все в этой жизни. В первую очередь себя, за то, что в очередной раз втянулся в подобные авантюры. Голова раскалывается так, будто в канистре был стекломой с авиационным топливом.
Первая половина дня ушла на воскрешение, которому очень помогла одна особенность Оахака сити - центральных здесь не один, а сразу три или четыре рынка и они очень крутые. Палатки бабушек, торгующих соком и фруктами, здоровая секция, где в два ряда жарят мясо на гриле, свой район торговцев кофе и шоколадом, чапулинес опять же – те самые кузнечики жаренные. Пережевав кучу всего жаренного и жирного, выпив несколько стаканов свежевыжатого и свежесваренного, я стал похож на нечто живое и мыслящее.
Второй, после моей глупости, проблемой, оказалось отсутствие жилья. Ни одного положительного ответа на Каучсерфинге я не получил. Денег на хостел вроде бы достаточно, но ни на что другое их не осталось бы, а такой расклад меня не устраивает. К счастью, решение нашлось прямо под боком – на главной площади разбит палаточный лагерь каких-то протестующих граждан. Десять-пятнадцать минут разговора о том, как сильно Россию и Мексику роднит паршивое правительство, и "добро" на поставить рядом с ними свою палатку получено. Я бы и без него поставил, но если уж протестовать на главной площади, то с уважением.
Пару дней я шатался в центре, не уходя далеко от палатки, получил прозвище "сеньор хиппи" от девушек, плетущих фенечки и закорефанился с местным Лёхой-алкашом. Каждое утро, встреченное на площади, начиналось под звуки того, что стало моим неофициальным гимном города - голоса женщины с тележкой, торгующей лучшей уличной едой на свете, которую можно купить меньше чем за полтинник: “Тамалееес...”. Тамалес – это пирожок такой, из особого кукурузного теста, сваренный в кукурузных листьях, с сыром или мясом внутри. Меня хлебом не корми, меня тамалесом корми.
Через пару дней хост все-таки нашелся, с площади я переехал в пекарню, хозяин которой периодически вписывает к себе путешественников. На смену звукам “сеньоры-тамалес” по утрам пришел запах свежей выпечки. Вместе с крышей над головой появилась возможность по-настоящему исследовать окрестности. Избавленный от бытовых забот, я радостно свалился в бурные воды Оахаки (в переносном смысле, в ту говнотечку, что течет через город, лучше не падать) и решил посмотреть, как далеко меня унесет.
Если коротко – унесло далеко. Чего я только не насмотрелся, за это десять дней: шумный движ городских рынков ("блондинчик, подходи, попробуй молле!"), хост тащит нас с ещё парой иностранцев, через лабиринт из лотков с разрубленными курицами; центр мелькает цветастыми домиками; по улицам рассекают винтажные Фольксвагены. На сапотекских пирамидах меня оккупирует группа школьниц и превращает в обезьянку для селфи ("смотрите, у него голубые глаза!"), дед-охранник бесплатно пускает на горячие источники, потому что у него мелочь на сдачу закончилась. Девочка из Тиндера тащит меня и француза на какой-то уличный карнавал. Христианские традиции на карнавале переплетаются с языческими, образы святых вперемешку с каким-то гигантскими куклами танцуют национальные танцы. Мы веселимся и празднуем, но не знаем, что празднуем, да и какая разница? Некоторые местные, наверняка, не знают тоже, зато считают своим долгом налить гринго стопочку мескаля.
Вот оно, пока не забыл – мескаль - второй, после текиллы, крепкий национальный напиток Мексики. Пускай американские пенсионеры автобусными группками едут в Гуадалахару за текиллой, потому что реальные пацаны едут в Оахаку за мескалем. Если начать во всем этом разбираться, окажется что текилла это уникальная разновидность мескаля, а всего их существует огромное множество. Но я разбираться не хочу, я хочу ещё мескаля и на следующее утро в очередной раз сожалеть о содеянном.
В какой-то момент, ты выныриваешь из всего этого праздника жизни, карнавалов, рынков, мескаля, цветастых одежд. Выдыхаешь, проводишь пару спокойных дней с чашкой кофе, книгой или вылазкой на природу, а затем ныряешь обратно. Так что, если тебе показалось, что тот кусок текста, что выше, выглядит немного сумбурно – ты прав. Так и было задумано, так и надо рассказывать про Оахаку. Только не думай, что все со мной случившееся - какой-то уникальный туристический опыт. Приезжай и проверь сам, Оахака и с тобой точно так же поступит, потому что жизнь здесь выкрутила целую тучу настроек на максимум.