Найти тему
Лахта Центр

Пожар в небоскребе

Оглавление

Недавно на экраны вышел фильм-катастрофа "Небоскреб". В основе сюжета - пожар в здании высотой почти километр. Посмотрим, что могуло бы быть правдой в такой ситуации, а что - однозначно выдумка сценаристов?

Итак, по сценарию безопасным мегатолл «Жемчужина» делает комплексная противопожарная система из трех составляющих. Раз — уникальная вентиляционная сеть, два — потолочные распылители, три — система подачи двуокиси углерода, которая тушит огонь в секунды.

Красивый и безопасный? Кадр из официального трейлера фильма
Красивый и безопасный? Кадр из официального трейлера фильма

В целом все выглядит правдоподобно. Но рассмотрим по порядку.

Пожар и вентиляция

«Уникальная вентиляционная сеть» – решение реальное, но уникальность его преувеличена. Вероятно, речь идет об общеобменной вентиляции, которая действительно отключается в момент пожара, дабы «не раздувать». Все, кто хоть раз разжигал костер, понимают, чем грозит приток воздуха к занимающемуся огню. Кто не разжигал – может посмотреть в фильме, по мере развития сюжета это показано. При поступлении сигнала «пожар» автоматика закрывает вентиляционные решетки, а вот чуть позже наемные поджигатели – да, их рук дело – эти решетки открывают, как и лифтовые шахты. Возникает тяга, пламя вмиг взлетает до самого верха, передвигаясь по шахтам.
В реальности сверхвысокие здания делятся на противопожарные отсеки, коммуникации которых друг с другом не сообщаются. Лифтовые шахты, как правило, не идут сверху до низу единым объемом, а конструктивно разделены — как раз из соображений безопасности. Да и вентиляцию так просто не перезапустить — только из диспетчерского центра, по спецдоступу.

Вода и пламя

Потолочные распылители — современное решение, позволяет обнаружить и сразу эффективно накрыть очаг возгорания. В фильме, казалось бы, так и происходит.

По зданию разносится сигнал пожарной тревоги, и из спринклеров начинается проливка очага водой. При нормальном ходе вещей, дежурные с поста пожарной охраны башни, появившись спустя несколько минут, должны были застать не только потушенное, но и основательно утопленное в воде место возгорания. Потоп после огнетушения – скорее правило, чем исключение.

Поэтому сейчас все шире применяется тонко распылённая вода – эффект по пожаротушению в два-три раза лучше, а последующего ущерба – куда меньше. Тонкораспыленную воду для зданий начинали применять в архивах, крупных библиотеках, чьи фонды одинаково пострадают и от огня, и от воды. Сегодня список таких объектов куда шире — многие современные здания теперь предпочитают «туман», а не «тропический ливень» — минимизировать ущерб хотят все.

Однако в фильме тушат именно обычной водой, и она играет с небоскребом куда более злую шутку, чем потоп. Поджигатели используют хитрый ход – под видом рабочих они проникают в здание и рассыпают на одном из этажей хороший слой некоего вещества, которое самовозгорается при контакте с водой. Дальше по сценарию: поджигатели устраивают небольшое задымление – вода из разбрызгивателей – химическая реакция – самовозгорание – пожар, спровоцированный огнетушением.

Что не так?

Сплинклерные системы не работают от дыма – устройство распылителя основано на другом принципе. В спринклер вставлена чувствительная стеклянная колба, которая расширяется при повышении температуры, примерно на 20 градусов, и вскрывается, давая дорогу воде. Дым на расширение колбы повлиять никак не может.

Коварный прожигательный замысел должен был тут и закончится – на танцах с дымовыми шашками под не желающими работать спринклерами. Либо вместо дымовых шашек следовало вооружится коромыслом с хотя бы парой ведер воды для запала.

-3

Конечно, еще до пожара к этому сюжетному повороту возникает много вопросов. Например — как люди с чемоданами, набитыми опасным химическим веществом могли попасть в здание?

 Злодеи с баулами, набитыми горючим веществом – ну разве они не  подозрительны? Позже выяснится, что у них еще и оружие, и военная  экипировка с собой. Кадр из официального трейлера фильма
Злодеи с баулами, набитыми горючим веществом – ну разве они не подозрительны? Позже выяснится, что у них еще и оружие, и военная экипировка с собой. Кадр из официального трейлера фильма

А вот как они шли не через пост охраны, а проломили стену на техническом этаже… Допустим, на технических этажах охраны нет, но — проломить стену небоскреба? Пусть даже какую-нибудь второстепенную, совсем небольшую стеночку… Пусть даже китайского небоскреба… Что происходит?

Пролом в бетонной стене на техническом этаже. Кадр из официального трейлера фильма.
 Согласны, это более чем странно…
Пролом в бетонной стене на техническом этаже. Кадр из официального трейлера фильма. Согласны, это более чем странно…

В реальности разбить стену небоскреба в бетонной части, тем более – на техническом этаже, без применения чрезвычайно мощной и весьма заметной спецтехники – нереально. Снос небоскребов, построенных довольно давно – дело сложное, как правило включающее направленные подрывы несущих конструкций. Что говорить про современные сверхвысокие, которые проектируются в расчете на устойчивость к ударным сверхнагрузкам и прогрессирующему обрушению?

Как отмечает Сергей Никифоров, главный инженер петербургского небоскреба Лахта Центр, за последние 50 лет прочность конструкционной стали выросла на 40% , арматурных стержней — на 50%, а бетона — почти на 100%». И вот эту высокопрочную арматуру и бетоны разрушить без шума и пыли, минимальными средствами?...

Если все-таки стену как-то удалось проломить тихо и незаметно, допустим, одолжив лазерный меч на соседней съемочной площадке, то все равно дальше не сходится. В любых сверхвысоких зданиях есть система мониторинга конструкций. При разрушении стены датчики передадут об этом экстренный сигнал. Такая система может быть устроена по-разному в разных зданиях, но ее наличие и срабатывание при разрушении конструкционного элемента – это константа. В Лахта Центре, например, сигнал тревоги поступит не только при деформации какого-то элемента, но еще при намеке на это. Негодяи только достали свой лазерный меч, примерились, а за ними уже пришли).

В общем, с качеством стройки и службой контроля доступа дела у «Жемчужины» обстоят совсем-совсем неважно. Но вернемся к пожару.

 Кадр из официального трейлера фильма
Кадр из официального трейлера фильма

Бывают ли вещества, которые могу загореться при контакте с водой? Да, бывают. Например, некоторые щелочные металлы и их карбиды. Ситуация теоретически возможна – если закрыть глаза на фантастический способ доставки опасного вещества внутрь мегатолла и да саму идею работы с карбидами.

Диоксид углерода и пожаротушение

Да, применяется, но – в ограниченных случаях. Башня с людьми к таким случаям не относится.

CO2 в определенных количествах опасен для человека: при 5% концентрации наступают симптомы интоксикации, при 7-10% — летальный исход. Эффект огнетушения достигается при концентрации около 30% двуокиси углерода в помещении. Так что газовое пожаротушение — только после полной эвакуации.

Применительно кульминации фильма, даже противогазы на героях не смогли бы придать реализма ее фантастичности. Суть газового пожаротушения – закрытый объем, позволяющий достичь нужной концентрации газа. «Если хотя бы форточка открыта – такое пожаротушение будет бессмысленно», — поясняет Александр Смирнов, инженер ПБ и ОТ Лахта Центра. Так что финальные кадры, когда СО2 поступает из спринклеров (почему-то в виде прозрачной жидкости), пожар моментом тухнет на глазах героев под аккомпанемент задувающего из проломов в полу и стенах ветра – абсолютная незамутненная реальностью фантастика.

Как бы реально тушили пожар при подозрении на самовозгорание некоего вещества при контакте с водой?

Александр Смирнов, инженер ПБ и ОТ Лахта Центра:
— До определения, что за вещество — никак. И вообще до эвакуации всех людей в здании – это первая задача. Потом пожарные начали бы окружать огонь, ограничивая негорящие этажи: то есть тушить самый верхний и самый нижний из горящих этажей, постепенно продвигаясь к эпицентру – то есть, к этажу, где все началось. Поскольку вещество было рассыпано на одном этаже, то к моменту захода туда оно скорее всего бы полностью прогорело – тушить можно было бы хоть чем. Но только не газом, если остекление от температуры уже разрушено.

Не выдумки ради, а только волею придумавшего все сценариста

Конечно, мы смотрим художественный фильм, а не документальный. Некие искажения вполне могут присутствовать – вопрос, какими фактами приходится жертвовать, чтобы история состоялась.

Вот, например. В «Небоскребе» есть кадры, когда большая толпа выходит из нижних уровней здания, в то время как на верхних остаются люди.

 А потом все, кто вышел, снимают происходящее на телефон и выкладывают  на ютуб. Тут, пожалуй, пять баллов к реалистичности. Кадр из  официального трейлера фильма
А потом все, кто вышел, снимают происходящее на телефон и выкладывают на ютуб. Тут, пожалуй, пять баллов к реалистичности. Кадр из официального трейлера фильма

В жизни порядок эвакуации одинаков: эвакуируют всех – это первая и главная задача при ЧП. Даже если возгорание совсем-совсем небольшое и кажется, что его можно быстро потушить – все равно – все на улицу.

  Кадр из официального трейлера фильма
Кадр из официального трейлера фильма

Вот, например, эвакуация высочайшего небоскрёба Великобритании, The Shard. Причина – сработал датчик дыма на одном из технических подземных этажей.

Понятно, что сценарист оставил героев на верхних этажах мегатолла, чтобы нам было что смотреть. Не критично. В конце концов, никто не учится, как правильно эвакуироваться, по фильмам – на то есть как учебные тревоги, так и сигнальные инструкции при реальных ЧП.

Но вот главный ход в причинно-следственной цепочке вызывает большой вопрос. Система противопожарной безопасности мегатолла управляется только с единственного планшета… Типа – как «умный дом», только «умный мегатолл». Планшет вручают малознакомому аудитору, и тот уходит с ним гулять по городу без охраны, только в компании нехорошего друга.

И зачем сюжет строить на таких абсолютно неправдоподобных, фантастических вещах?

Страшные и безопасные

Есть старый фильм про пожар в высотке — «Ад в поднебесье», 1974 года. Причина возгорания в том сюжете – халатность и алчность подрядчика, сэкономившего на проводке и материалах. Иногда — по-прежнему реалистично, невзирая на год выпуска фильма. Но применительно к большинству современных и уж тем более – уникальных небоскребов, типа «Жемчужины» такие вещи сейчас не проходят: повышенная категория ответственности, отдельные нормативы по противопожарке, всесторонний контроль как надзорных органов, так и служб заказчика, в конце концов – рынок высотного строительства, который сегодня формирует ограниченное количество подрядных компаний, нарабатывавших репутацию десятилетиями. Кажется, сегодня проще придумать абсолютно фантастическую историю, основанную на допущениях, не имеющих ничего общего с реальностью, чтобы объяснить зрителям факт крупномасштабного пожара в «супербезопасном» небоскребе, каковой заявлена «Жемчужина».

Что еще сказать про фильм? Стекла в башне Джонсон бьет быстрее Уиллиса. Но Брюсу как-то больше верится.

 Хозяйке на заметку. Для разбития стекла в башне Джонсон использует металлическую китайскую статую, а Брюс – офисный стул
Хозяйке на заметку. Для разбития стекла в башне Джонсон использует металлическую китайскую статую, а Брюс – офисный стул
 Хозяйке на заметку. Хороший пожарный топорик – помогает не только в пожаре, но и в бою с поджигателями. Для следующих экспериментов над стеклянным фасадом думаем раздобыть себе такой же.
Хозяйке на заметку. Хороший пожарный топорик – помогает не только в пожаре, но и в бою с поджигателями. Для следующих экспериментов над стеклянным фасадом думаем раздобыть себе такой же.