"Постоянство памяти" или "Мягкие часы" - пожалуй, одно из самых известных полотен Сальвадора Дали. Пейзаж с засохшей оливой на берегу моря, дополненный сюрреалистическими деталями, на которые, хочешь-не хочешь, обращают внимание глаза смотрящего, стал визитной карточкой художника. Мы подобрали для вас 4 интересных факта о том, что таит в себе одно из лучших творений мастера.
1. "Мягкие часы" и теория относительности Эйнштейна.
При взгляде на картину, внимательный зритель заметит, что на ней изображены четыре пары часов. Трое из них - "мягкие" - символизируют прошлое настоящее и будущее. Сам художник придавал им значение субъективного времени, которое течёт произвольно, нелинейно, заполняя собой окружающее пространство.
Эта идея имеет сходство с теорией Альберта Эйнштейна о том, что время и пространство взаимосвязаны. Однако, поясняя название своего полотна, в переписке с физиком Ильёй Пригожиным Дали говорил, что во время работы думал, скорее, о философских трудах Гераклита, нежели об открытии Эйнштейна. По словам мастера, связь пространства и времени была для него очевидной, а его больше вдохновляла мысль о том, что время можно измерить течением мысли.
2. Все началось с расплавленного сыра.
По признанию автора, образ расплывшихся часов - атрибута, без которого уже сложно представить себе полотно - был навеян поданым за обедом сыром камамбер, который расплавился на жаре.
На тот период у художника была недописанная картина - пейзаж с высохшим оливковым деревом на фоне мыса и гор. Дали никак не мог найти недостающий пазл, изюминку, которая позволила бы ему завершить работу. И вот, необходимая деталь была найдена. Ею стали карманные часы - растекшиеся, подобно сыру камамбер.
3. На полотне изображён человек.
Это сложно рассмотреть при первом взгляде на картину, но да - на ней изображено человеческое лицо с длинными ресницами. Принято считать, что это автопортрет спящего художника. А все, что мы видим на полотне, ему снится. Дали полагал, что во сне объективный мир умирает, давая свободу миру субъективному, бессознательному.
4. Быстротечность времени и постоянство памяти.
Объясняя смысл картины Дали "Мягкие часы", большинство критиков сходится на том, что полотно заключает в себе свойственное человеку переживание времени и памяти. Время, как мы знаем, пребывает в вечном движении. Человеческая память - напротив, несмотря на свою недолговечность, более статична и постоянна.