Найти в Дзене

Преимущество «зеркалки» или почему человек не может поймать муху

Однажды я захотел поснимать волейбол на свою цифровую камеру. Что самое важное, когда снимаешь спортивную игру? Зачастую, самое главное – мяч в кадре. Занимаясь спортом, люди оказываются в самых невероятных позах, на их лицах сменяются самые разные эмоции, порой очень-очень сильные… Однако зрителю надо объяснить, что происходит: просто человек так дурачится или на то есть у человека причина. Оказавшийся в кадре мяч решает эту проблему лучше всего. Итак, волейбол. Тянутся руки, выгибаются спины… Фигуры людей становятся грациозными, гибкими. По старой привычке я стараюсь поймать момент, когда мяч находится рядом с руками. Но раз за разом я не вижу мяча на фотографии. Моя первая цифровая камера не была зеркальной. До этого я уже имел большой опыт съемки зеркальной камерой, но то было на пленку. Я знал свою скорость реакции, я не раз уже снимал спортивные мероприятия, это не было новостью для меня. У меня должно было получиться! Но мяча по-прежнему нет ни на одной фотографии. Это, конечн

Однажды я захотел поснимать волейбол на свою цифровую камеру.

Что самое важное, когда снимаешь спортивную игру? Зачастую, самое главное – мяч в кадре. Занимаясь спортом, люди оказываются в самых невероятных позах, на их лицах сменяются самые разные эмоции, порой очень-очень сильные… Однако зрителю надо объяснить, что происходит: просто человек так дурачится или на то есть у человека причина. Оказавшийся в кадре мяч решает эту проблему лучше всего.

Итак, волейбол. Тянутся руки, выгибаются спины… Фигуры людей становятся грациозными, гибкими. По старой привычке я стараюсь поймать момент, когда мяч находится рядом с руками. Но раз за разом я не вижу мяча на фотографии.

Моя первая цифровая камера не была зеркальной. До этого я уже имел большой опыт съемки зеркальной камерой, но то было на пленку. Я знал свою скорость реакции, я не раз уже снимал спортивные мероприятия, это не было новостью для меня. У меня должно было получиться!

Но мяча по-прежнему нет ни на одной фотографии.

Это, конечно, огромное преимущество, что я могу увидеть фотографию сразу после нажатия на кнопку «спуск». Я пленочную эру надо было ждать конца съемки, идти в лабораторию, где, только после проявки пленки, можно было узнать, получился кадр или нет.

Усугубляло ситуацию и то, что в зеркальных камерах фотограф не видит момента съемки. Собственно суть «зеркалки» в том и состоит, что фотограф видит картинку ровно так, как она получится потом на фотографии. Видит через тот же объектив, что и пленка. Точно так же формируется изображение, только не на пленке, а на матовом стекле. И только в момент съемки зеркало поднимается и свет отправляется на пленку. Только этот момент не виден фотографу. Можно только догадаться, что было в тот момент.

Так куда же девался мяч?

Удивительно, как этот вопрос связан с попытками поймать на лету муху.

Вы пробовали поймать муху на лету? Я пробовал. У меня обычно не получалось. Очень редко, скорее всего, случайно это удается сделать. Но чаще муха оказывается быстрее.

Я долго не мог понять, почему так. Как получается, что муха – простое насекомое без сложного мозга – успевает реагировать на ситуацию быстрее меня – человека?

Дело в нашем человеческом восприятии. Мы не просто видим. Мы – понимаем то, что мы видим.

Случалось с вами такое, что в сумерках, в полутьме вы пугались, принимая что-то одно за что-то другое? Например, вместо рубашки, висящей на стуле, видели незнакомого человека… Потом, когда включали свет, всё становилось на свои места, вместо незнакомца опять на стуле оказывалась рубашка. Но что важно: ни в один момент мы не видим просто пятна света и тени. Мы всегда видим объекты. Просто иногда мы ошибаемся, принимая одно за другое.

Насколько это непростая работа стало ясно с появлением автомобилей без водителя. Сначала казалось, что все будет просто: мы ставим на автомобиль камеру, и он начинает видеть препятствия. Потом программисты стали потихоньку закипать. Оказывается, для компьютера изображение с камеры – это всего лишь точки разного цвета и разной яркости. А надо определить, что это за точки. Это какой-то посторонний объект на дороге, который надо объезжать, или просто тень от деревьев на обочине так легла на асфальт? Это консервная банка вблизи, которую кто-то выкинул, по которой можно просто проехать, или это корова вдали переходит дорогу и надо начинать тормозить?

Создавая алгоритм распознавания объектов для автомобиля, описывая всё новые и новые ситуации и возможности, люди начали осознавать: а мы-то сами никогда не видим просто пятна. Мы, люди, всегда сразу видим объекты.

Только начав понимать, какая это сложная задача: разложить изображение на объекты и понять, что за объект в каждом случае, только начав это понимать, мы осознали, какая сложная работа проводится нашим мозгом, когда мы просто смотрим.

Муха не раскладывает мир на объекты. Она просто шарахается от любой тени. Реальная это опасность или просто тень от листьев дерева неподалеку – муха реагирует одинаково, не думая.

Мы думаем очень быстро. Мы даже не можем заметить, как быстро мы осознаем, что мы видим. Но всё-таки это время. Это – какие-то доли секунды. Этих долей секунды оказывается достаточно, чтобы муха улетела. Пока мы осознаем, что то, что мы видим – это муха, муха успевает увернуться.

Муха очень легко увертывается ели пытаться поймать ее на лету
Муха очень легко увертывается ели пытаться поймать ее на лету

Пока мы думаем, мир успевает измениться. Нам кажется, что мы видим муху. На самом деле муха там была короткое время назад. Наше осознание запаздывает.

Так же и с теми камерами, где мы видим картинку на экранчике. Камера считывает информацию со светочувствительного сенсора, обрабатывает ее на процессоре и передает на видеокарту. Это занимает доли секунды. Но этого достаточно, чтобы мяч улетел из кадра. То, что мы видим на экранчике нашей камеры – это то, что происходило короткое время назад. Очень короткое время назад, мы даже не замечаем задержки. Но этого времени достаточно, чтобы мяч улетел из кадра.

В зеркальной камере мы смотрим на мир через линзы, призмы и зеркала. Без процессора, без логики. Мы видим всё со скоростью света, как и в жизни. Поэтому на зеркальной камере реально удается поймать момент.