7 августа, вторник
Проснулись перед завтраком, чтобы успеть помочь на базе, поесть самим и выдвинуться на трассу. Решили оформить наше путешествие по Алтаю так, что мы сначала уедем максимально далеко по Чуйскому тракту в сторону Монгольской границы, а потом будем постепенно возвращаться, заезжая по пути на все достопримечательности. Первой нашей целью был Марс, который находился еще дальше Актру, но мы точно не знали где. Где-то между Кураем и Кош-Агачем, о нем рассказали нам Тоня с Ромой.
Пока ждали хозяина базы Вадима, уже даже второй раз позавтракали. И вот, наконец, фото на память, и мы уходим одновременно с ребятами голосовать друг напротив друга по разные стороны дороги. Рома и Тоня уезжают первыми в сторону Владивосток, а мы следом, на Марс.
Сегодняшний автостоп прошел мелкими и крупными перебежками от населенки до населенки. Большая часть из них (150 км) до Онгудая с местным водителем больницы на скорости 130-140 км/ч по серпантину. Сначала мне было страшно, но потом я просто доверилась происходящему, понимая что водитель здесь так ездит каждый день и у него очень хорошие навыки, учитывая его обязанности - это в кратчайшее время привозить больных и беременных до больницы.
С ним мы проехали и первый перевал Семинский высотой 1717 м. Дорога на перевал очень пологая, такая же как если бы мы поднимались на любой перевал в Уральских горах. Горы здесь тоже еще не очень высокие и пологие, но они сильно изменились после того, как мы отъехали от Манжерока, лес по склонам стал пониже или его вовсе не было.
Следующая машина с алтайской женщиной и спящим маленьким ребенком довезла нас до деревни Иня через перевал Чике-Таман (1295 м). Высота его хоть и ниже, но очень быстрый взлет наверх и спуск по крутому серпантину. И смотровая площадка наверху с возможностью созерцания долины реки Малый Ильгумень. И вновь изменились горы, в них появились скальные выступы, сами горы стали еще менее лесистыми, чем на Семинском, и изломанные так, будто их кто-то пытался сложить гармошкой. Красота потрясающая. Но ведь это же еще не самый грандиозный Алтай!
Пока едем до Акташа, горы становятся все выше и скальные выступы, которыми изрезаны все горы, еще больше. Доехав до Акташа мы впервые за сегодня застряли. Машин после Манжерока на трассе в принципе мало, а сейчас еще и время к вечеру. Из тех кто редко-редко проезжает, пока никто не останавливается. Палатку ставить пока еще не хочется, да и места уютного в ближайшей видимости нет. Солнце скоро сядет, даже если доедем до Курая, в дороге уже стемнеет. Оле без разницы, поэтому попробуем поехать дальше.
Так мы встретили закат и темные сумерки на трассе. У меня желания оставаться в Акташе уже не было никакого, хотелось любым способом покинуть его. Время 21:05. "Ждем 10 минут и идем ставить палатку?" - еще больше мы не хотели повторять прошлогодних глупостей, поэтому теперь всегда ориентировались на время.
10 минут не успели пройти как нам остановилась Газель, направляющаяся в Кош-Агач - еще дальше чем Курай! То есть мы можем доехать до нужного нам отворота на Марс, если водитель знает где он. В пути стали появляться большие снежные вершины на горизонте среди других гор. Мы с Олей в один голос пищали от восторга. На фоне темно-синего неба, подсвеченные звездным светом они были фантастически красивыми. Над ними же светила большая оранжевая звезда, которая всегда первой встает над горизонтом. Наверное это Марс. Тот Марс, который планета, а не Алтайский Марс куда мы едем.
Водитель нам рассказывал свои истории, когда он застал землетрясения в Бийске и Кош-Агаче 4 и 7 баллов. Я пыталась узнать и прочувствовать какого это, когда самая надежная субстанция, основа основ, по которой ты ходишь и стоишь на ней уверенней всего и стремишься всегда на нее вернуться после разных экстремальных увлечений, вдруг начинает уходить из-под ног, трястись и вибрировать. У меня не получилось, поэтому я на слово поверила в то, что это жутковато.
Водитель примерно понял куда мы хотим попасть и высадил нас у турбаз на противоположной стороне дороги у речки, где по его словам всегда стоят с палатками велосипедисты. Для нас просто идеально, а завтра разберемся при дневном свете куда нам дальше.
Впервые почти за неделю путешествия мы наконец расчехлили палатку. Здравствуй полевая жизнь и первая туристическая ночь. Сил на ужин уже не было, да и желания его есть тоже, поэтому мы просто легли спать, написав заметки о сегодняшнем дне.