Найти тему
Планета Беларусь

Как Наполеон сражался за Глуск и проиграл

Ольга Янушевская, planetabelaurs.by

Летом 1812 года на Глусчину пришла многонациональная наполеоновская армия — местечко было взято, русская армия отступила на восток. Но уже 2 сентября 1812 года состоялся бой за Глуск, в результате которого наполеоновские войска вынуждены были покинуть поселок.

Эти события подробно описаны в исторической хронике Владимира Лякина «Мозырь в 1812 году». Автор, основываясь на документах и исследованиях, рассказывает, что 2 сентября, примерно в 4 часа пополудни, авангард 2-го резервного корпуса генерал-лейтенанта Фёдора (Фридриха) Эртеля атаковал Глуск. В местечке к этому времени оставался только один наполеоновский гарнизон:

«…В полдень в Глуск прискакал прорвавшийся сквозь сеть казачьих разъездов шляхтич из Рудобелки с известиями о подходе большого русского отряда. Командовавший гарнизоном французский офицер (имя его неизвестно), человек, очевидно, храбрый и ответственный, не имея времени эвакуировать лазарет и провиантский магазин, решил принять бой. Капитан Клеховский послал двоих улан на лучших конях со срочным донесением вдогонку еще недалеко ушедшим эскадронам улан.

Через четверть часа маленькое местечко огласилось ревом скотины, детским плачем и женскими причитаниями: гоня перед собой лошадей, коров, свиней и птицу, таща на себе наиболее ценные пожитки, подгоняемые солдатами, жители уходили по мосту на другую сторону реки, в лес…

Когда жители ушли, солдаты наполеоновского гарнизона под руководством офицеров начали спешно укреплять свой лагерь и позиции со стороны озаричского тракта: рыли траншеи, разбирали сараи и заборы, готовили укрытия для стрелков и двух имевшихся при отряде орудий. Около 4 часов дня со стороны Рудобелки появились казачьи разъезды и за ними колонна русской пехоты. Как указал в своем донесении генерал-лейтенант Эртель, сам бывший при авангарде, «…неприятельская пехота до 1 тысячи человек, стоявшая перед местечком в лагере, бросилась в оное, потому и приказал я действовать пехоте… Храбрый Смоленского мушкетерного полка майор Гинтовт тотчас прибыл туда со своим отрядом и, послав роту егерей 41-го полка и несколько стрелков охотников из командуемого им батальона, сам стал против местечка с батальоном и двумя орудиями».

Часть французской пехоты засела в заранее оборудованных позициях и пустых домах, часть перешла на другой берег реки и, уничтожив мост, сильным огнем поддерживала защитников местечка. Майор Гинтовт развернул роту егерей в стрелковую цепь и под прикрытием ее огня повел свои штурмовые колонны в атаку. Русская пехота ворвалась на южную окраину местечка, где на узких улочках и во дворах, среди горевших амбаров и домов, завязались ожесточенные штыковые схватки.

Ветераны-унтера в военном лагере под Мозырем за лето хорошо обучили молодых новобранцев знаменитому русскому штыковому удару: в живот с одновременным поворотом приклада вниз. Если такой удар не удавалось отбить, то обращаться к полковому лекарю было уже бесполезно…

После получасового боя в местечке часть французов вместе с командиром была окружена на рыночной площади и положила оружие. Некоторые под прикрытием огня с противоположного берега перебрались вброд и вплавь через 30-метровую Птичь. Командование над отрядом принял капитан Клеховский. По словам генерала Д. Дзевановского, он своим присутствием духа спас французскую пехоту и часть улан.

Заняв Глуск, майор Гинтовт перегруппировал свои силы и, усилив огонь по противнику, попытался охватить его с флангов своей кавалерией. Французы и поляки отбивались еще некоторое время на левом берегу реки, но в 6 часов вечера, сломленные непрекращающимся натиском русских, отступили в глубь леса…

Войскам генерала Эртеля, как видно из его рапорта, достались «…в добычу магазейн с собранным хлебом, — из которого нужная часть употреблена на продовольствие корпуса, а прочий обращен в руки хозяев по совершенной их бедности, — лазарет со 150 человеками, в числе которых нашлось много наших, прежде захваченных; в плен взято 3 обер-офицера, в том числе и комендант их Глуский, и до 80 человек нижних чинов».

Владимир Лякин пишет, что русские войска тоже понесли потери, правда, их численность точно не установлена. В бою за Глуск был убит находившийся при генерале Фёдоре Эртеле адъютант Козловского запасного батальона поручик Загаин (зять Ф. Эртеля), который был похоронен с воинскими почестями в Глуске.

После боя русские войска тушили пожары и располагались в местечке и его окрестностях на отдых. По приказанию командира корпуса немедленно начались работы по починке моста через Птичь, и поздно вечером он уже был восстановлен.

Все сотни полка Грекова перешли на левый берег и ночью двинулись по дороге на Бобруйск. Впереди был очередной бой — за Горбацевичи.

Хотите знать все о путешествиях по Беларуси, подписывайтесь на канал planetabelarus.by в Яндекс Дзен