Всевозможные тренинги, коучи и гуру, учат "не принимать вину", "не чувствовать вины", оставляя обвинения целиком и полностью на совести противных манипуляторов, которые из вашей вины извлекают для себя массу возможностей для подчинения и управления вами - "обвиняй и используй".
Всегда ли это так?
Действительно ли тяжелое, травмирующее, явно, негативное чувство, в нашей жизни лишнее?
Не путаем ли мы по детской привычке, взрослое чувство вины, с детским чувством страха отвержения себя несовершенного, беспомощного, недостойного любви?
Почему так отчаянно избегаем быть виноватыми и так часто готовыми обвинять?
Начнем с того, что чувство вины присуще только человеку и существует наравне с другими, как положительными, так и отрицательными чувствами, хотим мы этого или нет. Попытки избавиться от чувств негативных приводят к тому, что человек перестает чувствовать и позитивные тоже. Поэтому прожить жизнь просто отказавшись от чувства вины не получится. Вместо этого, важно научиться "переживать" вину, как и прочие человеческие чувства.
С чего начинается принятие, присвоение того или иного чувства?
С того, что оно не несет фатальных последствий, (если я ошибся, виноват - это не повод считать себя недостойным жить, недостойным уважения и любви окружающих).
Только приняв эту позицию можно научиться отличать свое чувство от навязанного манипулятором.
Против негативных чувств мы вооружены мощным механизмом психологических защит, встроенных в нашу психику и призванных охранять нас от труднопереносимых и ранящих переживаний, но эта же способность играет с нами злую шутку, не давая приблизиться к пониманию и знанию себя, мешая разобраться в причинах тех или иных своих поступков.
Именно поэтому в терапевтическом процессе, направленном, (в случае работы с психически здоровыми людьми), именно на расшатывание психологических защит, человек испытывает болезненные ощущения.
Как конкретно мы защищаемся от вины.
Здесь нам на помощь приходят такие защиты, как:
Проекция
Механизм действует, когда силен страх испытать чувство вины и, как следствие, человек видит обвинение там, где его нет. Например, вы говорите человеку о своих переживаниях, рассказываете о своих чувствах, а он так боится ответственности за ваши чувства, что немедленно приписывает вам обвинение. Но, не будучи способным даже приблизиться к этому чувству и рассмотреть его трезво - немедленно бросается обороняться против обвинения, которое вам приписал и, которого подсознательно все время ожидает.
Рационализация
По-просту говоря - оправдания. Например, я накосячил не потому, что для меня это неважно, не узнал как, не научился, и т.п., а потому, что этому помешали внешние причины. И здесь вместо обычного "нет времени", "был занят" и т.п., хорошо бы признать - "потратил время на что-то другое", посчитал это "другое" более важным, (или более легким и простым), поэтому посвятил этому время и силы в ущерб не сделанному. Но тогда ведь придется разбираться почему, что-то другое для меня более важно, а это уже сложнее, чем просто оправдываться.
Отрицание
Мне вообще не нужно то, чего я не сделал, ("мне пофиг" поэтому и не виноват). Вариантов защит и их комбинаций может быть много, суть одна - человек не может переживать вину, т.е. не может вынести ответственности ни перед собой, ни перед кем-то, в случае если с чем-то не справляется или ошибается. Не может разрешить себе оказаться в чем-то неопытным или беспомощным. Взрослый человек может. Взрослый хорошо понимает, что святых нет и невозможно прожить жизнь ни разу не ошибившись и не оказавшись виноватым.
Вина - чувство не менее ресурсное, чем все остальные и присвоить его, (т.е. дать себе право быть виноватым и переживать вину), - это не только возможность увидеть свою ошибку и исправить ее, но и принять на себя ответственность за уважение к себе и к другим людям.
Если я допускаю, что могу быть виноватой и от этого не умираю, не становлюсь менее ценной, то и другого мне легче понять, (да и простить).
Способность переживать вину, это то, что в конечном счете формирует наши ценностные ориентиры, (т.е. что или кто, и почему для нас ценно).
Способность не разрушаться от вины или ошибки дает нам возможность подойти к этому чувству на столько близко и трезво, чтобы осознать вину, если она есть и не принять, если она действительно, навязана нам манипулятором, (кем бы он ни был и чтобы он для нас не значил), - т.е. возможность видеть реальность и реального, настоящего себя без сносящего крышу ужаса.
Чтобы не застревать в вине, нужно научиться быть "отдельным", т.е. хорошо отличать свои желания от чужих ожиданий, свои ценности от навязанных и за эти выборы отвечать вне зависимости от того, от кого обвинения исходят, перед кем вы виноваты, значимый это человек или нет и в какой степени вы зависите от него.
Отвечать придется перед собой - морально или материально, но придется и в этом вся суть. Только ребенок может расчитывать на "списание грехов" без последствий. Взрослого, расчитывающего на такой подход, сколько не оправдывайся перед миром, настигнет закон причинно-следственной связи и хорошо, если "возьмет деньгами".