Госдума еще в июне приняла закон ФЗ №167 от 27.06.2018, который сможет значительно повлиять на деятельность банковских организаций и, косвенно – на всех владельцев банковских карт. Согласно этому закону все банки будут обязаны блокировать подозрительные операции клиентов, имеющие признаки мошенничества, а также сообщать о подобных случаях в Центробанк и непосредственно клиентам.
Подобные системы и механизмы уже давно действовали в самых крупных кредитных организациях государства, однако конкретный порядок действий и способ реализации защиты клиентов от мошенничества разрабатывался самими банками и мог серьезно отличаться в зависимости от учреждения. Теперь же подобные действия будут систематизированы государством и должны будут проводиться во всех без исключения российских банках схожим образом.
Как же будет реализована подобная защита клиентов? Точных механизмов и технических решений закон не предоставляет. Предполагается, что каждый банк будет иметь отдельный профиль поведения клиента, и при наличии действий, которые кажутся подозрительными – как в целом, так и в отношении конкретного человека, операция, а также банковская карта и счет с помощью которых они проводились, будут блокироваться. При этом банк в течение двух дней будет пытаться связаться с клиентом, чтобы уведомить его о произошедшем и уточнить детали операции – если ее осуществлял сам клиент, или же если он в течение двух суток так и не вышел на связь, операция должна быть проведена, а все связанные с ней счета – вновь разблокированы.
К общим критериям подозрительных операций однозначно относят несколько действий – например, снятие наличных средств или оплата в терминалах в течение короткого промежутка времени в разных городах. Либо же – отправка средств какому-либо получателю внезапно сразу с большого количества карт. В целом, по мнению Госдумы и Правительства, подобные меры значительно снизят количество случаев мошенничества и позволят банкам иметь правовые обоснования для его пресечения.
Но сами некоторые мошенники уже нашли способ использовать эти изменения в своих целях. Так, начали появляться рассылки СМС-сообщений о блокировке карты с просьбой сообщить персональные данные для отмены блокирования. Так как банки действительно могут ошибаться, принимая решение о том, является ли какая-то операция подозрительной, у жертв мошенников не возникает сомнений в их словах. Вот только достаточно помнить, что просто так банк карту не заблокирует – а только лишь при попытке совершения какой-либо операции с ней. Чтобы не попадаться на удочку мошенников будет достаточно лишь просто уточнять все сведения звонком на горячую линию банка, прежде чем передавать его «представителям» какие-либо данные о себе и своем счете.