Из романа Дюма, мы все прекрасно знаем, что редиска кардинал жаждал погубить Анну Австрийскую, (та самая королева Франции, если кто не в курсе), и плел для этого всяческие интриги. Только вот королева тоже не была невинной овечкой…
Начнем с небольшого экскурса. Анна Австрийская активно интриговала в пользу Испании, (что, в общем-то, логично, учитывая, что она была испанкой, а братец ее был королем этой самой Испании). Тогда при дворе была довольно сильна «испанская партия». Подробно писать об этом не стану, просто обозначу еще одну персону, относящуюся к данной партии – герцогиню де Шеврез. (Она у Дюма тоже присутствует. Платок, который обронил Арамис помните? Ее платочек, ага. Она же, та самая белошвейка Мари Мишон, любовником коей был Арамис).
Разумеется, ее имя несколько длиннее, ибо она, герцогиня по рождению, еще и была замужем за парой герцогов (Люинь и, собственно, Шеврез). В общем, Мария Эме де Роган-Монбазон, герцогиня де Шеврез была близкой подругой королевы. И эта девица с удовольствием принимала участие в разных заговорах и интригах, (например, это она сводила Бэкингема и королеву).
При этом, заговоры регулярно проваливались, а с ними проваливалась и де Шеврез. В момент, о котором пойдет речь ниже, герцогиня де Шеврез уже второй раз находится в ссылке в своих землях после того, как была поймана за руку при осуществлении государственной измены. (Я бы ее казнил, а Ришелье вот не стал. Тиран). И, видимо, именно поэтому подставилась королева. Подставилась и попалась на горячем.
В 1637 году у камердинера королевы Ла Порта, (кстати, у Дюма он является крестным Констанции, который помог ей получить должность горничной у королевы), были обнаружены письма в Испанию, содержащие сведения, составлявшие государственную тайну. Пьер Ла Порт был началом целой цепочки, по которой важные сведения передавались испанцам. Расследование было проведено так тщательно, доказательства были собраны настолько неопровержимые, что к стенке приперли саму королеву и она...раскололась. И мало того, она еще сдала всех с потрохами, включая герцогиню де Шеврез, (неугомонная бабенка принимала активное участие в данной цепочке, даже пребывая в ссылке). Правда, сразу после того, как сдала подругу, королева послала к ней гонца. Получив письмо, герцогиня де Шеврез резонно предположила, что тут уже ссылкой не отделаться и бежала, переодевшись мужчиной. (Этот момент, у Дюма тоже есть. Тогда, дескать, в небольшом селении Рош-Лабейль и был зачат де Бражелон).
Тем временем в Париже, королеве было впору петь что-то вроде:
«Мадонна, мне конец,
Святая Дева, я пропала.
Людовик мой глупец,
Но не обманешь Кардинала».
Ла Порт в Бастилии, король в ярости. А Ришелье…а Ришелье всеми силами выгораживает королеву. И дело даже не в задушевных разговорах с его оскорбленным величеством. Показания королевы составляются таким образом, чтобы максимально ее выгородить. Есть только одна проблема, они должны совпасть с показаниями Ла Порта, до которого даже кардиналу не так просто добраться.
В результате организуется следующая интрига: устанавливается имя дворянина, камера которого находится над камерой Ла Порта, туда выдвигается лжевозлюбленная этого дворянина (одна из служанок королевы). Им организуют свидание, в ходе которого, дворянину передается письмо с инструкциями для Ла Порта. Дворянин умудряется разобрать часть пола в своей камере и передать Ла Порту письмо. Вуаля! Королева спасена! (А ей, кстати, грозил монастырь. И кто знает на какой срок упек бы ее туда Людовик. Чтоб вы понимали всю серьезность, расскажу про беднягу Бассомпьера, которого король посадил в Бастилию практически просто так.
Сам он пишет об этом так:
«В среду, 26 числа, Трамбле посетил меня и сказал мне от имени короля, что его величество приказал арестовать меня не за какую-либо вину, так как считает меня своим верным слугой, но из опасения, чтобы меня не побудили сделать что-нибудь дурное, и что король приказал уверить меня, что я недолго останусь в Бастилии. Это меня очень утешило» .
Так вот это королевское «недолго» продолжалось 12 лет). Однако, королеве даром это все с рук не сошло. Все ее грешки были записаны и была составлена бумага, которая существенно ограничивала королеву. Бумагу королева, разумеется, подписала.
Через год она родила Людовику наследника – будущего Людовика XIV (после 23 лет брака), а еще через год второго ребенка. Эти факты изрядно улучшили положение королевы при дворе. Тогда же она вымолила прощение для Ла Порта. Который, кстати написал мемуары, в которых полил грязью Ришелье и воспел королеву. И их, мемуары эти, как раз и почитывал Дюма, когда писал свои романы. Неугомонная герцогиня де Шеврез, активно приключалась по Европе. Людовик XIII в своем завещании отдельно указал запрет на ее возвращение во Францию. Понадобилось отдельное решение Парижского парламента, чтобы опальной герцогине позволено было вернуться. Она, кстати, осталась все той же фанаткой разных заговоров. И, что странно, померла своей смертью в возрасте 79 лет.
Вот такой вот Хэппи Энд.
Если вам понравилась моя статья - подписывайтесь, ставьте лайки. Впереди еще много интересного!