Если пройтись по территории ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева, можно обратить внимание на то, что большинство зданий построено примерно в одинаковом стиле – строения из красного кирпича с фасадами, украшенными изразцами, фресками и орнаментами, с двумя-тремя этажами, соединенные между собой закрытыми переходами. Многие наверняка зададутся вопросом – почему больница выглядит именно так?
Особый шарм и функциональность зданий больницы воплотились в жизнь благодаря двум персонам – доктору В. Р. Буцке и архитектору Л. О. Васильеву. Виктор Романович, назначенный первым главным врачом больницы, занимался еще и проектированием больничных строений со специальными указаниями для архитектора. Надзор за проектированием и строительством осуществлял сам Николай Алексеев, который лично «достал необходимые кирпич, паркет и другие стройматериалы».
Николай Александрович Алексеев считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах.
В новой больнице было решено не использовать решетки на окнах.Корпуса должны были соединяться между собой для комфортного перемещения пациентов в любое время года. Совместно с ним архитектор Васильев создал проект первоначального комплекса больницы с небольшими двухэтажными павильонами и приютом для мужчин с хроническими расстройствами. Позже к ним были присоединены здания, возведенные под руководством И. М. Рыбина и А. Ф. Мейснера.
Для Леонида Осиповича Васильева работа в качестве архитектора больницы им. Н. А. Алексеева стала главной работой в жизни. Известно о нем немного – в 1877 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1882 г. – Императорскую Академию Художеств. После получения звания академика работал преподавателем в МУЖВЗ и Имераторском техническом училище (для которого в 1902 г. построил общежитие на Второй Бауманской улице), параллельно трудясь в качестве участкового архитектора. С 1905 г. Васильев занимал должность председателя Оценочной комиссии Московского Кредитного общества. В 1920 году работал в Центральном отделе сооружений Моссовета и состоял в Технико-статистическом бюро Москомгосоора.
Первая очередь больничных корпусов была построена в неорусском (позже – псевдорусском) стиле. Возникновения такого направления в архитектуре было вызвано вспышкой интереса к народной культуре и крестьянскому зодчеству в 1870-х гг. Основоположниками ухода архитектуры в древность стали Иван Ропет и Виктор Гартман. Последний в 1872 г. спроектировал и возвел в Москве типографию Мамонтова в Леонтьевском переулке, что и стало окончательным укреплением позиций псевдорусского направления сначала в Москве, а затем и по всей России. Хоть оно и копировало декоративные мотивы русской архитектуры XVII века, многим пришлось по вкусу наблюдать на улицах возвращение «теремков», обильно украшенных разнообразными орнаментами и фресками с сюжетами.
Конец XIX века в русской архитектуре ознаменован плотным вторжением «неорусской» архитектуры. По указу того же Алексеева строятся Верхние торговые ряды (арх. А. Померанцев), заканчивается строительство Государственного исторического музея (арх. В. Шервуд), которые окончательно очерчивают границы Красно площади. Завершается реконструкция Ярославского вокзала, возглавлял которую знаменитый Ф. Шехтель. По его словам, он стремился придать фасаду в неорусском стиле «суровость и стройность северных построек».
Вообще, столица изобилует зданиями, выстроенными в неорусском стиле. Наверняка вы часто обращали внимание на необычный терем на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, неподалеку от Храма Христа Спасителя. С момента постройки в 1907 г. это здание принадлежало супруге инженера П. Н. Перцова Зинаиде Алексеевне и в народе называлось просто – дом-сказка, дом Перцовой. Позже в нем располагались кабаре «Летучая мышь» и доходный дом, а с 1979 г. здесь находятся офисы дипломатического корпуса Министерства иностранных дел.
Оказавшись на Большой Якиманке, вы вряд ли пройдете мимо дома № 43. Сейчас на нем развеваются французские триколоры, так как здание располагается на территории посольства Франции и является официальной резиденцией посла Французской республики. Особняк был построен в 1895 г. архитектором Н. Поздеевым для купца Н. Игумнова. По слухам, возведение такого «теремка» в Замоскворечье стоило предпринимателю около миллиона рублей, стройматериалы доставлялись из Голландии, а керамические изразцы для оформления фасада были изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова.
Одним из проявлений псевдорусского стиля в архитектуре Москвы является Измайловский кремль (автор идеи – Александр Ушаков) . Его постройки стилизованы под русское зодчество XVI-XVII вв. Постройка изначально носила музейно-развлекательный характер. Конечно же, нель \зя не упомянуть о главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (арх. А. М. Калмыков), фасад которого был разработан В. Н. Башкировым по эскизам художника В. М. Васнецова.