Вот и случилось долгожданное: вышла очередная часть киноэпопеи «Гоголь».
И, как обычно, одни, большей частью, фанаты, в радости поспешили превознести конец трилогии как нечто невообразимое, тогда как кинокритики по доброй традиции обрушили на создателей фильма ушат дурнопахнущего вещества. В преддверии начала показа ходили слухи о снижении интереса аудитории к заключительной картине, ввиду чего по ряду городов была устроена акция: Черный Всадник гулял по бульварам, фотографировался с зеваками и пугал детей. Так ли это было нужно? Ответ можно найти только посмотрев финальную ленту цикла.
«Гоголь. Страшная месть» получился гораздо более похожим на первый фильм. Именно такие эмоции, реплики и бессвязные мысли выдают на выходе посетители кинотеатров, утрамбовывая упаковки от попкорна поглубже в переполненные урны. И они правы. Логичной скрепки с событиями второй картины решительно нет. Николай Васильевич просто просыпается от летаргического сна, но уже в могиле, вырываясь оттуда «яко вурдалак».
В остальном же фильм упрекнуть не в чем. Фактически, создателям удалось не просто удержать «накал безумия», но довести его до точки каления, словно ведьма, провернувшая такой трюк со шпагой Александра Христофоровича в заключительной части картины. Тем не менее, это более готичный фильм, нежели предыдущие. И это идет на пользу. Чем-то он даже напоминает сакраментального «Дракулу» Копполы, начинавшегося со славянских и валашских легенд и закончившегося средневековым киноаутодафе с прощением главного злодея через его гибель. Неожиданно сам Черный Всадник оказывается не таким уж злодеем, будучи злом древним, но благородным. А вот истинную опасность представляют совсем не ведьмы, вурдалаки и пришельцы с того света, а столичные функционеры, богачи и властолюбцы. И, конечно же, с этим злом борется благородный орден, о котором нам сообщают только в самом финале, что и дает завязку к новой серии, а это значит, что слова продюсеров, что на «Страшной мести» все не закончится, подтвердились.
Достойны восхищения визуальные эффекты. Плюс, создатели наконец-то полностью ввели флешбеки, которые смотрятся максимально атмосферно, в сравнении с остальными частями. Картинка смотрится сочно, временами очень пресыщенно, но именно в той мере, чтобы подходить к традиции готического романа. Интересно, что непосредственного экшена стало меньше, а психологического – больше. Словно фокус внимания режиссера перешел от боевика к чему-то иному, такого жанра прежде и не было: эдакий психологический экшен.
Как итог: добротная картина, на которую можно сходить всей семьей, включить под пельмешки с пивом вечерком, а потом пересмотреть еще не один раз.