Суровая в тот год была зима. Мороз под 40 и каждый день. Хорошо, что ветра при таком морозе не бывает и от этого холод переносится легче.
По рации как то раз ребята сейсмики предупредили, что наш тракторенок, укатывающий профиль, продавил лед на таком то профиле на таком то пикете и провалился. Утонул. Просят, чтобы мы на ГТТ (гусеничный тяжелый тягач) подъехали и вытащили трактор.
Это где-то км 12 от нас. Пока водитель заводил тягач и прогревал, я приготовил трос на 6, на 12 мм и различной длины. Приготовил горячий чай для тракториста в термосе. Поехали. У наших ГТТ как обычно печки не работали почему то. И я как штурман на пассажирском месте всегда ездил в обнимку с двигателем. Тепло. А чтобы было ещё теплее мы обычно защитный кожух движка снимали. Так грелись.
Нужно было быстрее доехать до нашего тракториста. Холод собачий , а он на морозе. Летом, когда выносили профили на местность нашли мы короткую дорогу - просеку свежую под ЛЭП, видимо, подготовленную - вот по ней и помчались - скосили км 4. Едем по карте. До утопленника- трактора осталось чуть больше 1 км. Опа! Обнаружил новую дорогу, отлично обкатанную, на буровую шириной 20 метров. И наш профиль в аккурат пересекает поперек. Следует сказать, что наши просеки всегда имели ширину не более 4-5 м.
Впереди видим - картина Репина, блин. На нашем профиле в двадцати шагах от широченной дороги на буровую завязли два ЗИЛА 131. Пригляделся - водители - товарищи с востока. В кабинах забились. Сидят - греются, спасаются от мороза.На улице - 37 градусов. Услышали нас и выскочили из кабины - мать родная. В пиджаках и в шапчонках. Пижоны! Молча глянул на них- осмотрел кузов - груженые под завязку цементом для буровой. Спрашиваю, и куда вы собрались, вообще-то. Говорят: на буровую везем цемент. А почему свернули с основной дороги на профиль тогда. А мы перепутали.
Смотрим - завязли конкретно - сидят на брюхе. Ребята, а чем вы думали, когда выезжали. Есть потеплее одежда. Нет, мы думали быстро - туда и обратно.
Верите, так жалко их стало. Пока есть бензин - они живые, печка греет, спасает. А если кончится топливо... Верная смерть.
Я на тракториста: давай по быстрому выдернем их и поедем дальше. Давай. Трос 6 мм сразу порвался. Зацепили 12 мм тросом - вырвали с мясом передний крюк ЗИЛА - нет, не сможем вытащить своими силами.
-Мужики, топлива много у вас.
-Ещё с полбака.
-Сидите - ждите.
Полетели к трактористу. Нырнул, бедолага, к нам, с чаем к движку тягача так и прилип.
Осмотр утопленника показал - одним ГТТ вытащить? - глухо, бесполезняк.
Связались с базой, с бурильщиками и с сейсмиками. Обрисовали ситуацию.
-Ждите.
Часа через три наши подъехали. С "обезьяной". Я слышал про эту махину и не знал что это и как с ним вытаскивают, казалось безнадежно утопленную, технику. Обезьяна - это систем из двух рычагов на санях и несколько коротких с одной стороны тросов для утопленника и длинных для вытаскивающих - с другой. В двух словах - это изящная реализация фразы: дайте мне точку опоры и я подниму Землю. На фото представлена одна из реализаций - правда не совсем такая как у нас.
Время час ночи. Короткими тросами смогли зацепить трактор, а длинные тросы зацепили за три ГТТ на расстоянии, на глаз говорю, за 50 метров. Одновременно по сигналу так слаженно с обезьяной вытащили тракторенка - я даже не понял, резко и быстро, я был потрясен и надо ли добавить, что моему уважению к нашим ребятам не было предела.
Ребята, кричу, я знаю короткую дорогу на базу - поезжайте за мной. Но впереди - два ЗИЛА с цементом. Ребята не выживут, если не поможем.
-Ладно, ладно... поможем.
Подъехали к южанам.
Блин, так ловко их выдернули, как котят. И быстро , так.
-Сами доберетесь?
-Спасибо, спасибо.
-Больше так на трассу не выезжайте. Погибнете.
-Хорошо - хорошо,
Вернулись на базу в третьем часу утра.
А утром опять на профиль - опять на работу.
Вот такие простые парни работают на севере. Они все разные: и хорошие качества в них, есть и плохие, но они - НАДЕЖНЫЕ, они ПРОФИ и духом не слабые. И мне повезло, что я работал с ними и кое чему от них научился.