Найти в Дзене
Редактдура

Качества хорошей речи

Оглавление

Все больше убеждаюсь, что умные люди облегчают другим жизнь и создают чек-листы для проверки практически всех аспектов жизни человека. К сожалению, чек-лист с критериями идеального сна я еще не встретила, но зато принесла к вашему столу качества хорошей речи.

1. Правильность

Говорить красиво и говорить правильно — вещи неразрывно связанные. Если в аудировании режет слух разве что неправильная расстановка ударений и неправильное произношение слов, то в письменной речи играет роль каждая запятая, каждая непроизносимая согласная и даже мягкий знак после шипящих. Соблюдение норм и правил литературного языка не гарантирует вам судьбу Пушкина, но сильно облегчит читателю жизнь.

2. Содержательность

В тексте должна быть информационная новизна и насыщенность. У каждого человека есть потребность в новых знаниях и именно эти два критерия удовлетворяют наше любопытство. Написать текст на 100% новый с точки зрения информации практически невозможно, но показатель в 30% лично я уже считаю великолепным. Абсолютной новинкой текст станет только для человека “не в теме”. для всех остальных текст должен что-то объяснять на ранее изученных фактах, систематизировать знания или давать новую точку зрения на существующую проблему.

Не стоит забывать и об информационной насыщенности: правило “жи-ши пиши через И” расписанное на десять тысяч символов не возымеет никакого действия. Его даже не дочитают.

3. Чистота речи

Этот пункт предполагает отсутствие в тексте элементов, чуждых литературному языку по этическим и эстетическим соображениям. Я думаю, все прекрасно понимают, что словесная расчленёнка в виде мата, оскорблений и их заменителей уместна в очень редких случаях. Чаще всего — в экспрессивных текстах в уютных бложиках и вполне для конкретной аудитории.

4. Точность

Здесь важны два момента:

а) Фактическая точность (отражение в тексте фактов реальности, соответствие им, если вы не пишете фантастические опусы);

б) понятийная точность (то есть выбор самого адекватного, наиболее корректного слова для отображения характеристики предмета текста).

Казалось бы, зачем это здесь? Все же просто — пиши о чем знаешь и будь счастлив. Но… не тут то было.

Для начала стоит понять, что текст не всегда пишется человеком, который точно и дотошно знает о чем пишет. Поэтому у журналистов есть правило двух независимых источников — если вы даете какие-либо данные, эти данные должны быть подтверждены в двух независимых друг от друга источниках.

У очень многих людей вокруг есть нарушение логических цепочек связи слов. Если говорить абстрактно, наш мозг — как огромный книжный шкаф. Когда вы берете одну из книг (то есть слово) внутри книги уже содержится определенная информация. отсылающая к другим книгам (то есть прописаны логические цепочки для связи этого слова с другими словами). Если вы возьмете книгу “язык” и книгу “итальянский”, смысловая цепочка встанет на верный путь и вы точно выразите свою мысль. А вот со словом “трезвый” слово “язык” сочетается уже неверно и ваш (и мой тоже) мозг сразу начинает притягивать значение за уши, чтобы эту самую цепочку восстановить. Чаще всего эта проблема возникает со словами-синонимами и близкими по звучанию.

5. Ясность

После получения информации из текста (письменной речи) или от другого человека (устной речи) вам или любому другому человеку должно быть понятно о чем вы только что узнали (и в идеале — зачем вы это узнали).

6. Логичность

Логика — прекрасная наука. И согласно этой науке, текст не должен противоречить сам себе и должен быть выстроен последовательно. Если вы рассказываете сказку, нельзя сразу говорить кто съел Колобка или убил Кролика Роджера. Есть приемы, в которых это нужно делать сразу, но даже в этих приемах есть логика.

7. Краткость

Избегайте лишних элементов: смысловые повторы, пустые слова, тавтология и прочие излишки портят легкость восприятия.

8. Уместность

Содержательное наполнение и внешняя оболочка речи должны быть согласованы с целью и условиями общения. Не нужно проводить в библиотеке рок-концерты, ровно также, как ненужно слепому давать обычную книгу.

Сюда же относятся стилевая уместность (если вы будете писать в блоге так же, как в курсовой — вас не поймут), ситуативная уместность и уместность времени и месту подачи сообщения.

9. Богатство речи

Русский язык шикарен. И не использовать разнообразные выразительные средства, которые находятся в вашем запасе — скучно. серо и убого.

10. Выразительность

В большинстве текстов некий “волшебный пинок”, который выражается в специальных воздействующих средствах, привлекающих внимание. Слабо найти их в этом перечне?))

Еще раз список без пояснений:

1. Правильность
2. Содержательность
3. Чистота речи
4. Точность
5. Ясность
6. Логичность
7. Краткость
8. Уместность
9. Богатство речи
10. Выразительность

Подпишитесь на канал и поставьте лайк. Вам - не сложно, мне - приятно!