Региональные власти готовы поддержать предложение Владимира Путина в части реализации специальной программы повышения квалификации граждан предпенсионного возраста. Минтруда РБ не первый год занимается переобучением пожилых людей, однако данных об их трудоустройстве в министерстве нет. О том, сможет ли отдельная программа помочь пенсионерам стать востребованными на рынке труда – в материале RBtoday.
Граждане Башкирии, которым осталось несколько лет до пенсии, получат возможность расширить квалификацию и получить новую профессию. Глава региона Рустэм Хамитов поддержал идею разработки специальной федеральной программы, предложенной Владимиром Путиным. По его словам, в республике уже накоплен опыт подготовки специалистов различных отраслей, и поэтому местные власти заинтересованы в дальнейшем развитии этого направления.
Cтуденты старшего поколения
Переобучение граждан предпенсионного возраста и пенсионеров для Башкирии – действительно не новшество. На эти цели постоянно выделяются миллионы бюджетных средств. В минтруда РБ подчеркивают, что считают старшее поколение «значимым ресурсом экономического развития», а в республике получают дополнительное образование несколько тысяч пенсионеров.
Наиболее востребованным является «Народный университет третьего возраста». Этот проект реализуется в республике с 2011 года в рамках госпрограммы «Социальная защита населения РБ». Популярны и востребованы также курсы компьютерной грамотности для неработающих пенсионеров, дистанционное обучение по различным направлениям. Также организовано обучение безработных пенсионеров и граждан предпенсионного возраста. В этом году по поручению Рустэма Хамитова запущен пилотный проект по выдаче специальных образовательных сертификатов для безработных граждан, в том числе пожилых.
Невостребованный ресурс
Но насколько эффективны многомиллионные бюджетные траты, пока остается непонятным. Отдельной статистики о том, сколько пенсионеров, прошедших обучение впоследствии находят работу, в минтруда не ведут. В министерстве отмечают лишь, что трудоустраиваются, как правило, те пенсионеры, которые проходят профобучение от центров занятости, и это примерно 46%. Что касается любимого многими «Народного университета третьего возраста», то он и вовсе остается для пенсионеров занятием для души, самообразования.
58-летняя Людмила Видинеева из Салавата более 30 лет проработала на одном из городских предприятий. На пенсию ушла в надежде отдохнуть, рассчитывая получать сверх пенсии дополнительный доход от сдачи в аренду своей второй квартиры. Но пенсионерке вновь понадобилась работа. Однако уже два года она не может найти ничего, что могло бы ей приносить более или менее достойный доход.
– Вернуться на работу, откуда я вышла на пенсию, нереально, мое место давно занято более молодыми специалистами, – рассказывает Людмила. – В центре занятости, рассказывают, предлагают работу вахтерами или контролерами. После 30-летнего стажа в должности технолога как-то совсем уж не хочется туда идти. Про «Народный университет третьего возраста» слышала, но там все больше для души, для общения, а заработать на этом, я уверена, нереально.
Пенсионерка из Уфы, пожелавшая остаться неизвестной, в течение месяца посещала «Университет народного возраста» и осталась очень довольна. По ее словам, проект дал возможность общения, которого ей очень не хватает. Но о том, чтобы закончив конкретные курсы, трудоустроиться куда-либо, она даже не задумывалась.
– Это нереально, – уверена пенсионерка. – Там я научилась мало-мальски делать массаж, но, конечно, этого недостаточно, чтобы работать, тем более при таком огромном количестве массажистов.
От стихии к системе
Выпускники «Народного университета третьего возраста» пока «подрабатывают стихийно», признает один из главных инициаторов проекта «Народный университет третьего возраста», депутат Госсобрания-Курултая РБ Рустем Ахмадинуров. Система трудоустройства получивших новые знания пенсионеров, по его мнению, должна быть создана в рамках программы, предложенной президентом и поддержанной главой региона. Пока, по его словам, на рынке ситуация такова, что работодатели неохотно берут на работу сотрудников уже после 50 лет, не говоря уже о пенсионерах. При этом сегодня «происходит трансформация сознания людей пенсионного возраста», не случайно, по статистике две трети сотрудников продолжают работать и после 55-60 лет.
— Я поддерживаю саму идею переподготовки и повышения квалификации людей предпенсионного возраста, но считаю, что нужно эту программу наполнить практическим содержанием, – говорит Ахмадинуров. – Нужно ввести и разработать новые программы обучения по актуальным для рынка труда специальностям, ориентированных для зрелых людей с 50- 60 лет, определить 15-20 направлений, где имеют важное значение именно жизненный опыт и особая ответственность. При этом должна учитываться заинтересованность работодателей в подготовке, именно этих специалистов. Финансирование программ переподготовки людей предпенсионного возраста должно взять на себя государство, ведь это оно инициирует пенсионную реформу. Если программы будут работать эффективно, это вполне может снять остроту проблемы, которая возникает из-за потери пенсионерами подушки безопасности.
Ближе к пенсии – на службу гувернером
По мнению господина Ахмадинурова, важно четко определить на какие профессии, подходящие для пенсионеров, сегодня реально есть спрос на рынке.
—Востребованы, например, сегодня работа с детьми, услуги почасовых нянь, - рассуждает депутат. – И по таким направлениям специалистов вполне реально готовить, и это уже делается в рамках «Народного университета третьего возраста». С тем, что это не престижно для самих пенсионеров я не согласен. В рамках проекта «Ваша сиделка» работают сотни пенсионеров, а ведь есть потребность и в гувернерах, воспитателях, диспетчерах, отделах качества, охранниках и других сферах, где пенсионеры могут быть очень востребованы.
Но не всем пенсионерам придется становиться нянями и вахтерами. По мнению руководителя регионального отделения общественной организации «Союз пенсионеров России» Александра Кузнецова, обучить пенсионеров новым навыкам, за которые они будут получать достойные деньги, вполне реально. Общественная организация, по его словам, уже предпринимает первые шаги на пути к этой цели.
– Совместно с общественной организацией «ЖКХ-контроль» мы сейчас разрабатываем проект обучения пенсионеров основам руководства товариществ собственников жилья, – приводит пример господин Кузнецов. – Если наш проект поддержит правительство Российской Федерации, то в 2018 – 2019 годах мы только в Башкирии планируем трудоустроить порядка 6 тысяч пенсионеров. Также мы разработали программу переобучения, в которую входят не только рабочие специальности, но и профессии «среднего звена» в таких сферах, как нефтедобыча, газовая промышленность, электроэнергетика. Например, если гражданин предпенсионного возраста работал мастером на стройке, он, может, например, пройти обучение и сдать квалификационный экзамен по направлению «электроэнергетика», получить доступ к электрооборудованию и стать, например, бригадиром монтеров. По этой теме мы уже договорились с уфимским центром занятости населения: мы будем обучать, а они предлагать рабочие места.
Работодатели рассмотрят варианты
Опрошенные RBtoday работодатели расходятся во мнении о том, готовы ли они взять на работу пенсионеров и сотрудников предпенсионного возраста.
Индивидуальный предпрниматель Ксения Шиндина владеет кадровым агентством «Персонал-Уфа». Она занимается подбором работников для оказания услуг домработниц, нянь, гувернеров. По ее словам, запросов на работу от пенсионеров очень много, а желающих взять их на работу, наоборот, крайне мало.
– Работодатели берут на работу пенсионеров и людей предпенсионного возраста очень неохотно, даже в качестве няни или домработницы, – говорит госпожа Шиндина. – Главный фактор – физические возможности. Люди уверены, что пенсионер уже не может делать того, что легко делает более молодой человек. И чаще всего – это не какие-то предубеждения. Хотя, с другой стороны, у пенсионеров, конечно, есть жизненный опыт и стаж…
Между тем директор ООО «Агрофирма «Николаевская» Илгиз Ахунов уверен, что профессиональные и образовательные возможности человека не зависят от возраста.
– У меня среди сотрудников достаточно много людей предпенсионного и пенсионного возраста, – говорит господин Ахунов. – Что касается их переподготовки, повышения квалификации, то мы постоянно это делаем. Мы покупаем импортную технику, и в прошлом году, например, один мой 60-летний работник научился работать на бельгийском комбайне. Есть разные категории людей, есть обучаемые и необучаемые, и прямой связи с возрастом здесь нет. Самый главный показатель – чтобы у человека глаза горели, а они у многих горят и после 50!
Учредитель частной школы «Детская академия» Константин Миняев считает, что переобучить и трудоустроить пенсионеров в принципе будет очень сложно из-за психологических особенностей зрелого возраста. Кроме того, по его мнению, рынок труда просто не вместит всех желающих работать пенсионеров.
– О каком переобучении можно вести речь после 60 лет, ведь в этом возрасте человек уже крепко устоялся в своей профессии, - рассуждает господин Миняев. – Если человеку 60, и всю жизнь он проработал, например, учителем истории, кем он еще может быть? На старости лет переобучиться и стать швеей? К этому времени у человека наступает эмоциональное выгорание. А кроме того, на рынке просто не найдется столько рабочих мест: ведь каждый год будут выпускаться новые специалисты. Поэтому при разработке программы необходимо, прежде всего, просчитать возможности и потребности рынка.
По оценке директора центра исследования «Социомаркет» Сергея Фоменко, перспектива переобучения пенсионеров ставит под удар, прежде всего, среднестатического гражданина от 55 лет «со средним и низким уровнем квалификации».
– Сотрудник с высокой квалификацией не останется без работы и на пенсии, такие люди успешно работают и до 70 лет, – рассуждает эксперт. – А вот люди с невысокой квалификацией попадают в группу риска, и особенно это касается малых городов, где предложение на рынке труда намного меньше, чем в городах-миллионниках. Если в рамках программы будут переобучать так же, как учат сейчас, то это вряд ли даст желаемые результаты. Эти пожилые люди вряд ли будут востребованы работодателями, поскольку уровень квалификации останется в лучшем случае средним.