Ну для начала небольшое лирическое отступление. Увы, ситуация сложилась так, что меня не было тут солидное время. "Тут" - это на Дзене и Пикабу. Дело в том, что в момент смены работы, когда деньги вроде есть, а вроде и стремно их бездумно тратить, у меня полетел ноут. После того, как мне его вернули и он стал запускаться, я с мрачным удивлением поняла, что мозги моего старого китайца отличаются стерильной чистотой.
Мои черновики статей, гигабайты музыки, листок с паролями (тоже три!) - все, что нажито непосильным трудом!.. И я даже боюсь устанавливать Симс 3, потому что боюсь что результаты двух моих генетических экспериментов тоже канули в лету.
Да и, на всякий случай, заявляю официально: так как я обнаружила у себя солидные знания по уходу за лицом и парфюму, а других знаний, которые помогали бы мне оплачивать счета и покупать крема и парфюмы я у себя не обнаружила, я пошла в продажи. В ходе поисков работы, я делала небольшие заметки про уходовые средства люкс-класса.
Энивей, перейдем, собственно, к теме поста.
Этот аромат стал настоящей легендой. О нем слышали даже те, кто ничего не знают о парфюмерии. Я хочу проследить историю создания аромата задолго до его передачи дому Шанель.
И да, сразу сделаю ремарку: история создания легендарного аромата сама по себе уже почти легенда. Разумеется, по озвученным в посте причинам, отношение к созданию аромата на Западе и в России кардинально различное. Целью этого поста я ставлю не развитие какого-то "парфюмерно-журналитсткого расследования", а выведение более-менее четкой хронологии развития аромата.
Итак, начнем!
"Вдребезги!!"
Все началось не с Шанель.
Все началось в далеком 1904ом году, когда гений, миллионер, филантроп, промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти от обиды за непопулярность и непокупаемость своего первого аромата, вдребезги разбивает несчастную бутылочку об пол своего магазина, ничуть не смущаясь того, что в зале находятся клиенты.
Ниже, на фото, собственно, Франсуа Коти.
Столкнувшись с нежеланием любительниц парфюмерии менять свои популярные фиалки и кумарин на жасмин и розы, пусть даже от местного Тони Старка, Коти не придумал ничего лучше, чем разбить флакон Rose Jacqueminot об пол в своем магазине, познакомив тем самым как можно больший круг клиентов, вне зависимости от их желания. Тактика агрессивной (по отношению к флакону, полу магазина, собственной нервной системе, а также клиентам) продажи сработала и этот аромат заложил отличный финансовый фундамент для его следующего аромата, который нас интересует гораздо больше.
"Веселый Герлен, грустный Коти и немного чая для простых работяг".
Второй аромат, "L'Origan", который создал, в 1905 году, уже слегка подуспокоившийся Коти, был принят на ура сразу, без необходимости нанесения ущерба инвентарю. Он был более созвучен модным тенденциям. Переливался с течением времени тремя группами: свежие, цитрусово-персиковые верхние ноты перетекали в букет любимых дамами фиалок, в обрамлении роз, жасмина и сладко-бальзамических нот иланг-иланга, завершался теплыми пряными тонами ванили, кумарина, пряностей и ладана.
Аромат оказался настолько хорош, что даже грустно вытирающий пачками денег слезы по своей возлюбленной Жики, Эме Герлен немного приободрился. И настолько популярен, что Эме, продолжающий семейную традицию, клеить логотипы со своей фамилией, на все выпущенные в их семье пузырьки парфюмов, даже захотел как-нибудь присобачить свою фамилию к этому замечательному аромату. К сожалению, сам лично он этого сделать не успел по причине собственной смертности, но детям соответствующее задание оставил. Отнеслись они к отцовскому завету с невероятным сыновним рвением и поэтому дом Герлен выпустил-таки аромат на основе "L'Origan" под своей маркой спустя каких-то там семь лет.
"L'Heure Bleue Eau de Parfum Guerlain" - "Сумерки", почти во всем повторяли "L'Origan". Плюс-минус 1-2 ноты на каждом уровне.
"Тем временем в Российской империи"
В 1913 году в Российской Империи готовились к празднованию трехсотлетия дома Романовых. Парфюмерный завод "Брокар и Ко" решил почтить императорскую семью, создав аромат для супруги Николая II, Марии Федоровны. У нее уже был аромат от Houbigant "Букет императрицы". "Брокар и Ко", считаясь компанией не слишком высококлассной (подумать только - они опустились до того, чтобы продавать ароматное мыло по такой низкой цене, что его мог купить обычный человек!), отчаянно нуждались в рецепте парфюма, который бы вывел их в лидеры на Российском рынке, а значит, обеспечил заказами от всей императорской семьи и двора.
И, представьте себе совпаденьице, такой рецепт оказался у одного из парфюмеров дома! Август-Мишель предложил взять в работу рецепт, в котором цветочные ноты розы, жасмина и иланг-иланга переплетаются со сладкими, пряными нотами ванили и бобов-тонка, которые несут в себе общую пряную ноту. И цитрусовыми верхними нотами. И наклейкой "Guerlain"
Аромат немного упростили, заменив фруктово-цитрусовое начало на дуэт терпких нот бергамота и нероли. Он стал проще в производстве, оставаясь при этом все еще нашим старым знакомым - сладким, теплым, цветочно-пряным ароматом.
Получившиеся духи, не долго думая, назвали "Любимый букет императрицы". В конце концов, как корабль назовешь, так он и поплывет.
Мария Федоровна оценила аромат и его название. Дела "Брокар" резко пошли в гору - ну а как может быть иначе, когда тебя пиарит Императрица?
Конкурирующая с "Брокар" парфюмерная компания "Ралле", с тоской смотрела, как их конкуренты завоевывают рынки России и Европы с духами для императриц и мылом для рабочих в надежде улучить момент, когда можно будет спереть рецепт аромата, на котором за последние десять лет не зарабатывал разве что только ленивый. Ну и "Ралле".
Революция в России заставила выбирать понаехавших французов на чьей они стороне. "Брокар" оперативно сменил вывеску на "Новая Заря", "Ралле" - на "Свободу". Разумеется, не было смысла даже пытаться выпустить аромат с монаршим названием в страну победившего коммунизма, да и дорогое это было бы удовольствие для простой трудящейся женщины. Поэтому аромат снова упростили, заменили многие ноты синтетическими аналогами и выпустили в 1925ом году парфюм с политически ответственным названием: "Красная Москва".
А что же "Свобода?"
Ну, у нее тоже была формула "Букета", но решился откопать ее из архивов только один парфюмер - Эрнест Бо. Не выдержав перспективы всеобщего равенства и братства, он бежал в Париж, где его взяла под крыло Коко Шанель. Для нее он изготовил в 1925ом году знаменитые Шанель №5. Духи, на основе "Любимого букета императрицы" от "Брокар", сделанные на основе "L'Origan" от Коти. На основе которых сделали "Сумерки" от Герлен, а на основе "Любимого букета" - еще и "Красную Москву". Все просто, не так ли?
Вот и все. Спасибо за просмотр!
Ссылка на мой инстаграмм - вот.