Мир вокруг нас изменяется с невероятной скоростью. Мы - то поколение, которому суждено родится в одних реалиях, а жить в совершенно других. Причем, это не только о тех, кто родился в 60-80 года прошлого века. Мир становится все более непредсказуемым и первостепенной задачей каждого из нас стало удержаться внутри этой спирали развития, чтобы не оказаться на обочине жизни.
Изменения происходят с неимоверной быстротой. Рынок труда является жестким индикатором происходящих изменений, ведь он отражает изменения в экономике.
Если историю развития технологий изобразить в виде спирали, то видно, что эта спираль сжимается. Каждый виток спирали - это изменения. И если на заре ХХ века изменения входили в нашу жизнь постепенно (в течении 10-13 лет), то сейчас технологии меняются каждые 3 года. И вот, вроде, только освоили что-то новое, а оно уже устарело. Если, еще столетие назад, эволюция позволяла приобретать профессию один раз и на всю жизнь, то сегодня успешные люди приобретают 3-5 профессий за время трудоспособного возраста.
Еще в начале 2000 -ых профессия бухгалтера была очень востребована и высокооплачиваема, а сегодня современные системы способны заменить его. Чтобы просчитать экономику целого региона или даже страны уже не нужен экономист. Достаточно ввести нужные цифры и машина сделает это за Вас.
Проблема в том, что многие, цепляясь за соломинку, пытаются противится изменениям. Но это бесполезно, и участь таких людей - оказаться за бортом жизни.
Так что же делать, чтобы избежать этого? Как выбрать профессию, которая будет приносить стабильный доход? Как оставаться конкурентным на рынке труда?
Чтобы определиться с профессией, можно обратиться к Атласу профессий будущего, разработанному Агентством стратегических инициатив. Если Вы ищете новое направление для себя или для ребенка, загляните в него.
Но сегодня я хочу поговорить о компетенциях. Получить профессию - это половина дела, это базовые знания. То, как Вы применяете эти знания в повседневной жизни, гораздо ценнее. Кроме знаний, существует жизненный опыт, так вот эффективное применение знаний и умений для достижения поставленных задач, называется компетенцией.
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
К огромному сожалению в жизни я часто встречаю людей, которые о компетенциях или только слышали или не слышали вообще. Многие путают слова Компетентность и Компетенция
В ближайшие 10-12 лет востребованными на рынке труда будут специалисты со следующими компетенциями:
1. Системное мышление. Этот тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывающий их связи между собой.
2. Межотраслевая коммуникация. Все больше на рынке труда востребованы специалисты, обладающие знаниями не только в одной области, но и в смежных с ней областях. Например, программист, обладающий знаниями в экономике, строительстве или медицине, будет более востребован, чем обычный кодировщик.
3. Мультиязычность и мультикультурность. Эту компетенцию, думаю, и представлять особо не нужно. Крупные компании уже давно занимаются поиском специалистов по всему миру. Чтобы быть достойным претендентом на должность в такой организации, необходимы не просто знания языков, но и понимание культуры представителей разных стран, дабы стать полноценным членом команды.
4. Управление проектами. Все больше и больше предприятий начинают работать по системе проектного управления. В такой системе сотрудник становится командным игроком и даже если Вы идеально выполнили свою часть работы, а в целом, проект провален, то отвечать придется всем его участникам. Кроме того, Вы должны быть готовы в любой момент взять на себя управление проектом.
5. Клиентоориентированность. Еще 5-10 лет назад говоря об этой компетенции никто и представить не мог, что вскоре она будет необходима всем сотрудникам от уборщицы до руководителя предприятия. Мы привыкли, что клиентоориентированными должны быть продавцы, торговые агенты, менеджеры по продажам. А простому обывателю нет необходимости ей овладевать. Но сегодня мы оказываемся клиентами друг друга. На работе мы постоянно обмениваемся информацией - одно подразделение передает информацию другому. Таким образом, являясь внутренним клиентом или поставщиком. Проще говоря, клиентоориентированность - это умение выявить потребность собеседника (клиента, подразделения и т.д.) и удовлетворить их, превзойдя его ожидания, что в конечном счете сделает его счастливым.
6. Бережливое производство. Это умение быть эффективным сотрудником. Не трудоголиком, а именно эффективным. Ведь, можно жить на работе, но при этом не выполнять поставленных задач. Бережливое производство - это довольно обширное понятие. Но как компетенция - это значит владеть принципами управления временем, уметь оптимизировать затраты на выполнение задач, выстраивать процессы взаимодействий для достижения общих целей.
7. Владение ИТ-системами. Хотите быть успешными, овладевайте навыками работы за компьютером. Программ сейчас великое множество, вы не можете изучить их все, но придя на новое место, Вы, как минимум, должны в совершенстве владеть Word, Excel, Outlook, программой для составления презентаций, ну и, конечно, знать что такое корпоративная сеть. Не ждите, что Вам выделят личного преподавателя по программным продуктам организации. Учитесь читать инструкции к программам и не стесняйтесь спрашивать где они находятся.
8. Осознанность. Это, пожалуй, ключевая компетенция XXI века. Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни. Вряд ли Вы в совершенстве сможете владеть всеми остальными компетенциями, если не разовьете эту.
9. Работа в условиях неопределенности. Вторая по важности компетенция, лично для меня. Умение ориентироваться в современном мире, где постоянны только изменения.
10. Коммуникации. Это про взаимодействие между людьми. Интернет стирает границы. Но вместе с тем, он стирает и теплые человеческие отношения. Современный человек общается посредством "лайков" и "дизлайков". Но профессионал должен уметь выстраивать взаимовыгодные, партнерские, долгосрочные отношения. Он должен уметь ценить каждый контакт, уметь доносить свою мысль до собеседника и быть внимательным к окружающим.
К огромному сожалению, этим навыкам не учат в школе или в институте. Кто-то смог приобрести их в течении жизни и это уже называется жизненный опыт. Кто-то использует их неосознанно, кто-то сознательно. Но верх совершенства это умение находить подобных людей и сознательно учиться у них, перенимая опыт.
Одной из профессий будущего является профессия Бизнес-тренера. Это человек, который помогает приобрести умение по любой компетенции. Существуют учебные программы по развитию компетенций. Но, если Вы решили воспользоваться услугами бизнес-тренера, обязательно спросите у него диплом. Сейчас эта специальность вошла в перечень профессий и существуют образовательные учреждения, выпускающие специалистов и выдающие дипломы государственного образца.
Подписывайтесь на канал в инстаграмм