Несколько лет назад наткнулся в сети на фрагмент из журнала "Вокруг Света" за 1929 год, события в котором разворачивались в Иркутске первого десятилетия XX века. Он был означен как часть серии рассказов о "Жизни и скитаниях изобретателя-самоучки" Ильи Фёдоровича Мухартова. Текст "зацепил" из простого желания посмотреть, как виделся в тот период Иркутск из столицы.
Даже несмотря на то, что в предисловии прямо указывалось, что это запись со слов главного героя, думалось, что это чисто художественное произведение. Однако, по мере разыскания и прочтения других рассказов серии, мнение поменялось. В основном за счёт массы мелких деталей, явно избыточных в художественном произведении лёгкого приключенческого жанра.
Первое допущение о том, что автор серии рассказов – Н. Железников, имел тесную связь с Иркутском не нашло подтверждений. Как ни скудна информация о нём, все же вряд ли он мог иметь настолько подробные воспоминания о Восточной Сибири описываемого периода. Хотя бы в силу возраста, поскольку родился в 1899 году в Минске. Равно странным было бы предположение, что для написания он настолько глубоко погружался в материал.
Николай Николаевич Железников был сотрудником журнала «Всемирный следопыт» и приложения к нему – «Вокруг Света». Автором приключенческих и фантастических очерков и рассказов. Последняя выявленная публикация – в «Искателе» № 3 1966 года.
Далее выяснилась реальность И. Ф. Мухартова. В базе советских патентов действительно отражены несколько десятков (до двух сотен) его авторских свидетельств периода 20-х-30-х гг. XX века. Кроме того, среди описей дел персональных пенсионеров республиканского значения за 1923-1969 из фонда Комиссии по назначению персональных пенсий РСФСР в ГАРФ также присутствует Илья Фёдорович Мухартов. Но его нет в базах награжденных или погибших в Великую Отечественную войну и списках репрессированных по данным «Мемориала».
Желание прочитать всю серию заставило несколько напрячься: с удивлением выяснилось, что полного комплекта «Вокруг Света» в сети просто нет. В процессе поисков ознакомился с небезынтересной историей двух одноименных и параллельно существовавших журналов «Вокруг света», издававшихся в 1927-1932 гг. – московского, выходившего в издательстве ЗиФ ("Земля и Фабрика") под руководством Владимира Алексеевича Попова (он был редактором одноименного дореволюционного сытинского журнала в 1907-1917) и питерского, который в конечном счёте и «победил», не без административной поддержки.
Интересно, что нынешний журнал ведет отсчет своей истории с 1861 года, хотя наследником дореволюционного издания по авторскому и редакционному составу был именно московский вариант, прекративший свое существование (историю эту рекомендую к прочтению).
Благодаря межбиблиотечному абонементу копии страниц из недостающих номеров у меня все же появились. А дальше как-то само-собой получилось так, что все 13 рассказов были откомментированы с привлечением иркутских справочников и газет начала XX века.
В результате получилась интересная картина. Первоначальный взгляд на произведение, как на "образ Иркутска в литературе", интриговавший своей нетипичностью (поскольку создан не местным писателем, да ещё с таким вниманием к мелким деталям), сменился уверенностью, что передо мной действительно мемуары. Конечно, беллетризированные. Конечно, переработанные и в какой-то степени приукрашенные в целях повышения читаемости и увлекательности Железниковым. Но мемуарами от этого они быть не перестают: люди (зачастую известные) и их оценки, значимые для города события и участие или неучастие в них, места, приметы трудового и семейного быта – все это исходит непосредственно от Мухартова, которому во время записи должно было быть чуть за сорок.
Хронологически серия рассказов охватывает период 1895-1909 годов. Места действия: станции Тайга, Худоеланская, Иннокентьевская, города Иркутск, Верхнеудинск и Урга, Саянские горы и тайга в районе Култука.
К сожалению, серия неожиданно обрывается на 13 эпизоде, хотя в тексте есть отсылки и к другим, так и не опубликованным сюжетам.
Итак, Илья Фёдорович Мухартов (в газетах также Мухортов). Сын кочующего вслед за строительством Транссиба столяра, на несколько лет осевшего на станции Иннокентьевской. Рано начавший работать и поздно овладевший грамотой. Слесарь паровозоремонтного депо, помощник машиниста, электрик, слесарь по ремонту котлов на ледоколе «Байкал», разнорабочий, не долго и не слишком активный революционер, дезертир и… изобретатель-самоучка, о котором писала газета «Восточная заря» в 1909 году.