Найти тему
Музыка и Жизнь

Продолжение Британского вторжения

Это вторая часть про захват американских чартов группами из Британии, первая часть статьи по ссылке. Происходило это всё в короткий период 1964 - 1967 годов, по сути до появления и развития в США психоделического рока, который переключил интерес массового слушателя в другом направлении.

На эту часть я оставил самые интересные, на мой взгляд, группы, участвовавшие в культурной оккупации. Сразу надо оговориться, что, например, в википедии в статье про Британское вторжение есть группы. которые не вписываются в моё представление о явлении. Например там в перечне есть Cream - но это команда совсем другого плана, да и расцвела она уже тогда, когда явление само по себе давно набрало обороты.

Начнём с группы Hollies, которую мне припомнили в комментариях к предыдущей статье. Hollies ровесники Битлз, но они из Манчестера. Одна из немногих групп 60-х, которая существует до сих пор. Они вторыми вслед за Битлз принялись брать вершины американских хит-парады одиночных пластинок, а основатель группы Грэм Нэш в 1968 году эмигрировал в США и там принял участие во всемирно известном проекте Кросби, Стиллс и Нэш - Crosby, Stills & Nash (потом к ним ещё Янг добавился). В приведённой песне Bus Stop налицо битловский звук и стиль

Следующая группа тоже считалась номер 2 вслед за Битлз, но в распространении так называемого мерси-бита - манеры исполнения, родившейся в Ливерпуле на берегах реки Мерси - смесь рок-н-ролла со скиффлом и соулом. Это Searchers - Искатели. Они и были скиффл-группой и историю ведут аж с 1959 года и вроде бы даже выступают до сих пор, хотя последний альбом записали в 1989 году. Скиффл это такой дикий уличный стиль, включающий в себя игру на подручных инструментах вроде бочек и стиральных досок, губную гармошку и гитару - ну вы представляете себе уличных музыкантов. Группа постоянно меняла состав и один из основателей, например, под псевдонимом Кёртис в 1967 году организовал группу Roundabout, в которой начинали Джон Лорд и Ричи Блэкмор. А после ухода Кёртиса группу переименовали в Дип Пёпл - такие вот фокусы музыкальной истории. Все прекрасно знают хит группы Searchers, неоднократно растиражированную Needles And Pins. Чтож, песня замечательная. При желании здесь можно увидеть прототип гитарного риффа, про который у нас завязалась дискуссия в комментариях к статье про Slade. Есть у них и другие хорошие песни. Но Needles And Pins в самом первом оригинальном исполнении всегда интересно послушать

Ещё одна знаменитая композиция в их исполнении - Love Potion № 9, но это не их песня, это кавер на песню группы Clover, который они раскрутили.

Ещё одна группа заставила меня попотеть. Конечно я знаю группу The Yardbirds прежде всего потому, что там начинали Эрик Клэптон, Джефф Бeк и Джимми Пэйдж. Годы их участия, которые написаны в энциклопедиях, вполне говорят о том, что они могли пересекаться в составе. Клэптон 1963-65, Бек 1965-67, Пэйдж 1966-68. Но на видео я их вместе не увидел. Мало того, надеясь увидеть Клэптона и Бека вместе на видео 1965 года песни For You Love я с трудом узнал только Бека. Остаётся остановиться на самой песне и отметить то, что эта короткая песня состоит из двух частей разных ритмически и мелодически, и группа задействовала замечательный полифонический вокал. Безусловно, группа была очень талантлива - впрочем сами имена выходцев оттуда уже об этом говорят

Не менее известна группа The Animals, которую у нас прежде всего помнят, как исполнителей народной House Of a Rising Sun в рок-обработке. Песня эта уходит корнями в глубину веков, по меньшей мере XIX века. Это уголовник, гитарист и фанатичный собиратель народно-тюремного творчества Ледбелли в тридцатых годах XX века по счастливой случайности смог записать на оловянные болванки сотни своих находок, среди которых и Gallows Pole, и Midnight Special, вот и Дом Восходящего Солнца тоже. Наследие Ледбелли огромно, вот и Animals им воспользовались. Возможно этот хит сослужил группе плохую службу. поскольку они стали ассоциироваться исключительно с ними, а ведь The Animals одни из пионеров психоделического рока, они были хедлайнерами на знаменитом хиппи-фестивале в Монтеррее в 1967 году и их альбомы 1966-1968 годов стоит послушать через эту призму.

Довольно интересный подход у The Animals к популярной музыке для своего времени.

На этом, пожалуй, всё. В заключение поставлю ещё одни участников Британского вторжение The Kinks, которых незаслуженно санкционировали в 1965 году, запретив им въезд в США на пять лет - наверное они были сверхпопулярны в Америке. Ну и заодно послушаем рифф, один из первых в популярной музыке