В некоторых советских комедиях имел место такой вот подвид - жена профессора, генерала или, чаще мелкого чиновника. Неработающая московская домохозяйка с претензиями на буржуазность и даже на некоторую элитарность. Имеется домработница или, иногда, наперсница ("Легкая жизнь")
Узнали? Нет?! Посмотрите фильм "Девушка без адреса". Есть там некая мадам Комаринская, дамочка, сбившая главную героиню и, через пять минут после знакомства, приспособившая ее в домашнем хозяйстве. Показательный тип, фельетонско-сатирический и весьма узнаваемый. Советские режиссеры 50-60 гг. его ну очень обожали. Через таких вот женушек высмеивалось мещанское нутро разномастных руководителей и чинуш.
На экране такая дамочка изображалась энергичной и моложавой (чаще постбальзаковской) тетенькой с замашками болонки и хваткой бультерьера. Полненькая, сбитая, спелая и ухоженная (по советским меркам). Шляпка, перчаточки, холеные ручки-белоручки, заграничные туфельки. Кудряшки, бижутерия и сочная помада.
Тошнотворное сюсюканье с мужем и детьми. Склонность к сплетням и раздуванию слухов. Замашки полкового командира в отношении домашней прислуги.
Про прислугу разговор особый. Хотя "генеральша" и значилась домохозяйкой, все обязанности по содержанию гнезда в уюте и порядке возлагались на домработницу. Глашу, Дашу, Дуню. Трудолюбивую деревенскую женщину, приехавшую из совсем уж из глухих мест.
Жизнь самой дамы была расписана между променадом, шопингом и светскими визитами таких же "генеральш". Плюс культурные развлечения в виде перечитывания модных заграничных журналов и перемалывания косточек знакомым. Раз в год - на курорт. В элитный санаторий ("Мы с вами где-то встречались").
Кстати, сама мадам родом из провинциального городка (но не из деревни). Скорее уж на юго-западе тогдашнего СССР. Это заметно и по цепким замашкам, и по любви к изобилию. Опять же сила характера, хватка и темперамент. Рееееденько, когда москвичка или около того.
Лучше внешности, об этой мадам расскажет ее квартира. О! Частное собрание антиквариата и пещера сорока разбойников. Все самое лучше, шикарное и дефицитное доставалось через подкупленных продавцов и доставлялось в обиталище. Обиталище соответственное - центр столицы, лучше сталинская высотка ("Москва слезам не верит"). Консьержка, лифт и цветы в парадном. Элита - чужие здесь не ходят. Бархатные обои и портьеры, хрустальные люстры, ковры, фарфоровые вазы и статуэтки в каждом углу, дефицитная литература (для форсу). Уютная пошлость и мещанское роскошество.
Чаще. Чаще всего этот подвид встречается в комедиях 50-60-х годов. "Девушка без адреса", "Мы с вами где-то встречались", "Обыкновенный человек","Легкая жизнь" и др.
Но. Есть и два фильма 70-х. Действие правда переносится на несколько десятилетий назад - ретро фильмы. "Не может быть , новелла "Забавное приключение". Есть там некая Зинаида, Зинуля - жена, правда, не руководителя, но, по-видимому, вполне обеспеченного. Зато с замашками истинной "генеральши". Хватка, кудряшки, пеньюар, будуар. Сочная красавица, Светлана Крючкова. Адюльтер, кстати, вполне укладывается в жизненную историю любой номенклатурной "генеральши". Муж ведь брался из расчета. Но для страстного темперамента скучающей генеральше этого мало.
В кинокартине "Москва слезам не верит" этот типаж заложен сразу в двух героинях. Жена профессора Тихомирова и Свиридова Люда. Поняли? Мадам Тихомирова - это как бы зеркальное отражение, несбывшаяся голубая мечта самой Людмилы. Она ведь тоже мечтала заделаться такой вот буржуазной аристократкой с роскошной квартирой с высокими потолками,пошлейшими обоями, заграничными шмотками и икрой в новеньком холодильнике. Ну и маленькую собачонку завести. Куда ж без нее. И ведь до конца жизни будет надеяться. Подцепить номенклатурного вдовца. Или отбить фактурного генерала у жены-болонки. Будет пыжиться, взбивать кудри и густо красить губы.
Подвид "генеральш" уйдет в небытие вместе с советской номенклатурой. "Нонешние" жены чиновников и олигархов - это не совсем то. Миловидных спелых пышечек в век повального фитнеса и пластики вряд ли бы сейчас почли бы за ухоженных цыпочек. Да и их вкусы отдают голодным детством и тотальным дефицитом. Доступность заграничных благ, смена ценностей, увеличение уровня потребностей во многом обесценила относительную элитарность небольшой прослойки тогдашнего общества.
И, конечно, лайк и подписка на канал радуют скромного автора! Ибо карма)