Уже четвёртый год подряд молодой соотечественник из Израиля Иван Бодров проводит свой отпуск весьма необычным образом – он расчищает от мусора арктические острова. В течение месяца его ждёт тяжёлый физический труд – с утра до вечера при нуле градусов. Но без этого, говорит Иван, он теперь не представляет свою дальнейшую жизнь.
– Иван, недавно Вы вернулись из необычного путешествия. Расскажите, как вы оказались в Арктике и чем там занимались?
– Об экспедициях в Арктику я впервые услышал на международном молодёжном форуме «Мы за мир во всём мире!», который проходит в болгарском Китене при поддержке департамента международных связей Ямало-Ненецкого автономного округа. Я был там в 2012 году, и нам рассказали, что готовится такая экспедиция, в которой можно принять участие.
Я заинтересовался, но, как и большинство людей, нашёл какие-то отговорки – почему я не могу туда поехать. В 2013 году я опять поехал на фестиваль в Болгарию – там уже были ребята, которые побывали в Арктике. Они рассказали об экспедиции и я решил, что если сейчас не поеду, то всю жизнь буду жалеть об этом.
И в 2014 году я впервые оказался в Арктике на острове Белый. А затем я приезжал туда в 2015 и в 2016 годах.
– И что вы там делали?
Когда я приехал туда впервые в 2014 году, я посмотрел вдаль и увидел как будто город в километре от нашего места. А когда мы подошли ближе, оказалось, что это буквально горы мусора, оставшиеся от воинской части, - разрушенные здания, техника
– Во времена Советского Союза там располагались воинская часть и метеорологическая станция. Также на острове было небольшое поселение – домов пять-шесть. В 90-х годах воинская часть оттуда выехала и остров оказался заброшен. У людей не было денег, чтобы вывезти оттуда своё имущество, поэтому оно тоже оказалось брошенным. К примеру, там очень много 200-литровых бочек из-под солярки, масла – и все они разбросаны на большой территории. Половина уже ушли под землю, потому что почва их засасывает. Множество брошенной техники – грузовики, которые всего 60 километров проехали.
Когда я приехал туда впервые в 2014 году, я посмотрел вдаль и увидел как будто город в километре от нашего места. А когда мы подошли ближе, оказалось, что это буквально горы мусора, оставшиеся от воинской части – разрушенные здания, техника. А в 2016, когда мы уже покидали остров Белый, я смотрел на то же самое место и видел зелёное поле. Вот это результат нашей работы, которую мы проделали за четыре года.
– Много ли вас там было? Кто там находится вместе с волонтёрами?
– Нас забрасывают туда на вертолёте, который вмещает 20 человек – 18 человек наша группа и два спасателя из МЧС. Бывает такое, что волонтёров меньше, потому что с нами в вертолёте летят учёные.
– Сколько длится эта экспедиция? Вы как-то к ней готовитесь?
– В основном 21 день. А до этого ещё неделя подготовительных сборов, которые проходят на Ямале. Мы ходим в походы, во время которых проверяется каждый человек. Потому что если человек попадёт на арктический остров и он не подготовлен к тому, что его там ждёт, оттуда так просто не выберешься. Заказать специально вертолёт стоит дорого, да и не всегда он сможет прилететь.
Поэтому заранее стараются отобрать таких людей, чтобы мы уже были командой. И действительно, когда мы попадаем на остров, такое чувство, что мы друг с другом уже годами знакомы, хотя до этого общались всего неделю.
– Насколько я понимаю, расчистка арктических островов от мусора - это тяжёлый физический труд, которым вы занимаетесь в экспедиции с утра и до вечера?
– Да, самое сложное – каждое утро выйти из домика, в котором тепло, а на улице при этом ноль градусов, постоянный туман, дождь и ветер. Нужно много сил и энергии, чтобы просто выйти из дома. Ну а потом работаем до обеда – таскаем бочки, вытаскиваем замёрзшие двигатели из земли. В основном вся работа проходит вручную, потому что, например, на острове Белый техника не может проехать. Там очень нежный травяной покров – даже когда человек пройдёт туда и обратно, трава уже превращается в грязь. А техника там просто тонет.
Поэтому мы всё вытаскиваем вручную, ставим на деревянные поддоны, складируем. А когда земля замерзает, уже приезжают профессиональные специалисты и готовят этот мусор к тому, чтобы баржа смогла его вывезти на большую землю – что-то распиливают, ГСМ сжигают.
Вечером работаем до шести или семи – в зависимости от погодных условий. Но вообще в это время там постоянно светит солнце – полярный день, и ты вообще не понимаешь, сколько времени прошло.