Найти в Дзене
Деньги-деньги

Научное объяснение: почему нам сложно быть рациональными и разумно тратить деньги

Рациональное покупательское поведение основано на выборе и приобретении идеальных по соотношению «цена-качество» товаров и услуг. Если бы мы, в повседневных, привычных тратах, действовали с позиции рациональности, мы бы могли сократить наши расходы на 30-50%, но, оказывается, сделать это совсем не просто.

Вот что об этом говорят ученые:

Процесс принятия решения о покупке – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов

· Сначала возникает потребность, осознав ее, человек ищет информацию о том, с помощью какого товара ее можно удовлетворить.

· Затем происходит выбор товара из нужной категории, сравниваются характеристики и цены.

· Заключительные этапы – покупка и оценка правильности выбора.

Такая последовательность соблюдается не всегда. При повторной покупке промежуточные этапы не участвуют в процессе принятия решения.

Ученые объясняют, что таким образом наш мозг экономит энергию – постоянный анализ является процессом энергозатратным. Например, когда нам нужны продукты, мы, как правило, идем в один и тот же магазин и покупаем продукты одной и той же торговой марки. Мы пропускаем этапы выбора, а значит, исключаем возможность купить товар такого же качества или лучше, но по более низкой цене. Только, если случайно, на витрине не окажется нашей «любимой упаковки», мы начнем искать ей замену, сравнивая цены представленной продукции.

Продукты – это не единственная «иррациональная» статья расходов. Так происходит со всеми категориями товаров и услуг. Выбрав однажды тариф сотовой связи, мы пользуемся им годами и даже не думаем что-либо менять. А если проанализировать наши «обязательные платежи», можно обнаружить, что они не являются такими уж обязательными – мы платим за стационарный телефон, которым не пользуемся, за кабельное телевидение, которое не смотрим – подобные необоснованные траты можно встретить в каждом бюджете.

«Движение по инерции» не может привести к финансовому благополучию. Анализируйте, как и на что вы тратите свои деньги, пересматривайте ваше покупательское поведение, оптимизируйте расходы. Конечно, человек – существо иррациональное, мы часто принимаем финансово невыгодные решения, но уже само осознание этого и постоянная работа над собой могут дать хорошие результаты.