Как проходила операция по установке шпиля петербургского небоскреба Лахта Центра?
Лахта Центр - самое высокое здание Европы. Высота - 462 м.
Операцию по установке шпиля разделили на четыре этапа – в соответствии с особенностями его четырех конструктивных зон.
Шаг 1: Зона рекорда
Сентябрь-октябрь 2017
Первая зона – переходное, условно «предшпилевое» пространство. Это — обитаемая и отапливаемая часть, с 83 этажа и до 88 уровня (отметка 378 метров).
Пять переходных этажей башни отличает от остальных только то, что несущие периметральные композитные колонны уступают место стальным колоннам-стойкам. В остальном – отличий нет: присутствуют все элементы конструктива других обитаемых зон небоскреба: ядро, межэтажные перекрытия, стеклянный фасад…
Колонны-стойки имеют меньший диаметр по сравнению с композитными. Помимо конструктивной возможности уменьшить сечение, в этом есть плюс эксплуатационного свойства: улучшенный обзор в панорамном ресторане и на обзорной площадке Лахта Центра.
Переходное пространство заканчивается перекрытием на 88 уровне. Условно перекрытие на 88-м можно назвать «кровлей» здания.
На этапе прохождения этого уровня Лахта Центр стал самым высоким небоскребом Европы, обогнав башню Федерация – еще до монтажа фахверка шпиля.
Шаг 2: Пять колонн
Октябрь-декабрь 2017
Второй этап — с 89 до 100 уровня (отметка 428 м). Тут мы уже видим фахверк шпиля в чистом виде. С 89 уровня количество несущих колонн по периметру башни уменьшается с десяти до пяти: этого достаточно, чтобы нести облегченный каркас и облицовку из стальной сетки.
Шпиль весит около 2 000 тонн – практически незаметная величина в 670 000 тонн общей массы башни.
Для того, чтобы колонны сохраняли правильное пространственное положение с момента их установки до момента закрепления кольцевыми балками и раскосами, строители применяли временные конструкции-распорки.
Сборка фахверка – алгоритм из нескольких последовательных операций: монтаж колонн – закрепление распорками — монтаж диагональных и кольцевых балок — демонтаж временных конструкций.
Фасад пока не закрепляют: ниже, на 88 уровне, твердеет бетон межэтажного перекрытия. Зато сразу монтируется лестница и система подвесных площадок по периметру будущего фасада шпиля.
В жизни шпиля после стройки по этим путям будут передвигаться те, кто обслуживает конструкцию и размещенное внутри оборудование. Англоговорящие подрядчики называют такие подвесные «дороги» «кошачьими» — cat waу.
Шаг 3: Центральная ось, земля – небу
Декабрь 2017- январь 2018
Отметка 420 метров – последний уровень стальных периметральных колонн. На этом участке они передают несущую эстафету центральной колонне-стойке.
Конструктив самых высоких уровней башни собирают на земле. Это – блоки шпиля, которые начинаются с сотого уровня. На земле монтируют по две кольцевые балки с фасадным элементом между ними.
Затем кран поднимает собранный элемент на высоту, и монтажники устанавливают его на центральную трубу, как на стержень пирамиды.
Шаг 4: Финал!
Январь 2018
28-29 января 2018 — отметка 449 м. Установка финальной конструкции шпиля. Это – самая сложная часть всей операции. Максимальная высота, ветер, особенности конструктивного завершения шпиля и наращивания кранового оборудования – вот те факторы, которые делают эту часть процесса исключительной.
Кстати, специалисты по кранам считали, что установка финальной части шпиля краном невозможна. Почему бы не позвать вертолет?
А как все в итоге завершилось на самом деле и почему не вызвали вертолеты - читайте на нашем канале