Найти тему
Лахта Центр

Четыре шага до самой высокой вершины Европы

Оглавление

Как проходила операция по установке шпиля петербургского небоскреба Лахта Центра?

Лахта Центр - самое высокое здание Европы. Высота - 462 м.

Операцию по установке шпиля разделили на четыре этапа – в соответствии с особенностями его четырех конструктивных зон.

Шаг 1: Зона рекорда

Сентябрь-октябрь 2017

Первая зона – переходное, условно «предшпилевое» пространство. Это — обитаемая и отапливаемая часть, с 83 этажа и до 88 уровня (отметка 378 метров).

  Уровень 88. Выше – только шпиль
Уровень 88. Выше – только шпиль

Пять переходных этажей башни отличает от остальных только то, что несущие периметральные композитные колонны уступают место стальным колоннам-стойкам. В остальном – отличий нет: присутствуют все элементы конструктива других обитаемых зон небоскреба: ядро, межэтажные перекрытия, стеклянный фасад…

 На 83 уровне, конец августа 2017. Первый участок со стальными колоннами-стойками
На 83 уровне, конец августа 2017. Первый участок со стальными колоннами-стойками

Колонны-стойки имеют меньший диаметр по сравнению с композитными. Помимо конструктивной возможности уменьшить сечение, в этом есть плюс эксплуатационного свойства: улучшенный обзор в панорамном ресторане и на обзорной площадке Лахта Центра.

 Панорамный ресторан на 76 этаже башни Лахта Центра. Визуализация
Панорамный ресторан на 76 этаже башни Лахта Центра. Визуализация

Переходное пространство заканчивается перекрытием на 88 уровне. Условно перекрытие на 88-м можно назвать «кровлей» здания.

На этапе прохождения этого уровня Лахта Центр стал самым высоким небоскребом Европы, обогнав башню Федерация – еще до монтажа фахверка шпиля.

Шаг 2: Пять колонн

Октябрь-декабрь 2017

Второй этап — с 89 до 100 уровня (отметка 428 м). Тут мы уже видим фахверк шпиля в чистом виде. С 89 уровня количество несущих колонн по периметру башни уменьшается с десяти до пяти: этого достаточно, чтобы нести облегченный каркас и облицовку из стальной сетки.

Шпиль весит около 2 000 тонн – практически незаметная величина в 670 000 тонн общей массы башни.

Для того, чтобы колонны сохраняли правильное пространственное положение с момента их установки до момента закрепления кольцевыми балками и раскосами, строители применяли временные конструкции-распорки.

Сборка фахверка – алгоритм из нескольких последовательных операций: монтаж колонн – закрепление распорками — монтаж диагональных и кольцевых балок — демонтаж временных конструкций.

Фасад пока не закрепляют: ниже, на 88 уровне, твердеет бетон межэтажного перекрытия. Зато сразу монтируется лестница и система подвесных площадок по периметру будущего фасада шпиля.

В жизни шпиля после стройки по этим путям будут передвигаться те, кто обслуживает конструкцию и размещенное внутри оборудование. Англоговорящие подрядчики называют такие подвесные «дороги» «кошачьими» — cat waу.

 Подвесная площадка в шпиле башни. Январь, 2018
Подвесная площадка в шпиле башни. Январь, 2018

Шаг 3: Центральная ось, земля – небу

Декабрь 2017- январь 2018

Отметка 420 метров – последний уровень стальных периметральных колонн. На этом участке они передают несущую эстафету центральной колонне-стойке.

 Опускание на монтажный уровень первого отрезка центральной колонны. Декабрь 2017
Опускание на монтажный уровень первого отрезка центральной колонны. Декабрь 2017
 Переход от периметральных колонн к центральной стойке. Январь, 2018
Переход от периметральных колонн к центральной стойке. Январь, 2018

Конструктив самых высоких уровней башни собирают на земле. Это – блоки шпиля, которые начинаются с сотого уровня. На земле монтируют по две кольцевые балки с фасадным элементом между ними.

 Сборка элемента шпиля на земле. Январь, 2018
Сборка элемента шпиля на земле. Январь, 2018

Затем кран поднимает собранный элемент на высоту, и монтажники устанавливают его на центральную трубу, как на стержень пирамиды.

 Подъем сборного блока
Подъем сборного блока
 Общий вид шпиля в преддверие финала. Январь, 2018
Общий вид шпиля в преддверие финала. Январь, 2018

Шаг 4: Финал!

Январь 2018

28-29 января 2018 — отметка 449 м. Установка финальной конструкции шпиля. Это – самая сложная часть всей операции. Максимальная высота, ветер, особенности конструктивного завершения шпиля и наращивания кранового оборудования – вот те факторы, которые делают эту часть процесса исключительной.

Кстати, специалисты по кранам считали, что установка финальной части шпиля краном невозможна. Почему бы не позвать вертолет?

А как все в итоге завершилось на самом деле и почему не вызвали вертолеты - читайте на нашем канале