Найти тему

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Оглавление

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

‒ Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.

‒ Требовать тщательное расследование инцидента.

‒ Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.

‒ Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.

‒ Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.

‒ Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.

‒ Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры:

‒ Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.

‒ Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.

‒ Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Влияние оговора на психику

‒ Снижает профессиональную и личностную самооценку.

‒ Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.

‒ Формирует отрицательные эмоции.

‒ Выводит из равновесия, лишает целостности.

‒ Вызывает ступор в общении и действиях.

‒ Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.

‒ Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.

‒ Уничтожает душевные силы.

Смотрите также:
Пример действия при клевете «Официальное заявление руководства корпорации «Российский учебник» в отношении решения суда по иску издательства «Просвещение»

Система защиты от клеветы

СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя.

Первоочередным в данной системе является:

‒ Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.

‒ Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.

‒ По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.

‒ Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.

‒ Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад»:

‒ Сядьте ровно.

‒ Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

‒ Плотно закройте глаза.

‒ Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

‒ Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

‒ Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

‒ Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

‒ Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

‒ Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

‒ Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

‒ Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

Читайте далее:
Негативные эмоции в работе педагога
Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Спасибо, что читаете нас! Ставьте "лайк" и подписывайтесь на наш канал.