Найти в Дзене
ГТРК МУРМАН

Раритеты со дна моря. На Северном флоте восстанавливают "лендлизовские" танки "Шерман" и М3 "Ли"

Кто хоть раз пытался реанимировать долго простоявшую в гараже машину, поймет, о чем речь - а тут больше семидесяти лет на дне морском в агрессивной среде, так что у военных мастеров поистине золотые руки.

Ветераны и они же новобранцы ремонтно-восстановительного батальона - американские танки "Шерман" и М3 "Ли". Десятилетия они пролежали на дне Баренцева моря и всё же встанут в строй. В строй взвода исторической бронетехники.

-2

Транспортные суда союзников, которые помогали Советской России, затонули у входа в Кольский залив в 40-е годы. Последние несколько лет специалисты Северного флота успешно работают над тем, чтобы поднять технику из морской пучины и дать ей вторую жизнь на суше.

Командир взвода ремонтно-восстановительного батальона Иван Мигунов: "Это коробка переключения передач танка М3 "Ли". Мы сейчас непосредственно над ней работаем. Можно посмотреть, в каком состоянии она была. Полностью разобрали. Это получается первичный вал. Всё демонтировали. Все подшипники разработали".

-3

Была бы готова машина - ставь и пользуйся. На всё про всё - неделя. На один танк при плотной загрузке взвода (6 человек) - уходит 1,5 месяца. Сегодня во взводе исторической бронетехники 6 машин. Все на ходу, "Шерман" даже стреляет. Не просто холодное "железо". Это гордость, это память, это часть Победы.

-4

Командир роты ремонтно-восстановительного батальона Анатолий Рыбаков: "Что на 9 Мая, что на День флота - чувство ответственности. Эти машины пойдут. Их увидят люди, соответственно. У людей - патриотизм. Вспомнят своих дедов, кто и где на таких воевал".

-5

Лом, молоток и кувалда в данном типе реставрации незаменимы. Но во многих моментах некогда мощнейшие машины, которые могли сметать все преграды на своём пути, требуют очень бережного, едва ли не нежного отношения.

-6

Командир взвода ремонтно-восстановительного батальона Иван Мигунов: "Сам металл уже устарел от времени. Надо аккуратненько, чтобы сохранить хотя бы даже корпус. Принцип ювелирности присутствует. Аккуратно надо проводить эти работы. Металл очень старый. 70 лет под водой. Он как пластилин. Разрушен".

-7

Токари, сварщики, механики - каждый на своём этапе восстановления, сантиметр за сантиметром реанимируют технику времён Великой Отечественной войны. Ставят на колёса и гусеницы свидетелей большой истории, которую нельзя не переписать, не забыть.

Андрей Зайцев.

Видеосюжет смотрите на сайте ГТРК «Мурман».