Как дизайнеру японской марки, ученице Рэй Кавакубо и Дзюнъи Ватанабэ, удалось завоевать сердца западных модников.
Найти флагманский бутик дизайнера Титосэ Абэ в районе Токио Аояма, где базируются марки от Dior до Issey Miyake и Hanae Mori, непросто: двухэтажный магазин находится вдали от больших улиц. Но если вы его все-таки найдете — не пожалеете. Внутри довольно уютно: множество небольших комнат, связанных между собой проемами, словно пробитыми перфоратором, а на вешалках — наряды из женских и мужских коллекций, о которых сегодня мечтают модники-интеллектуалы во всем мире. К примеру, на последнем шоу Sacai в Париже ему аплодировал сам Такаси Мураками — невероятно востребованный на Западе современный художник, автор совместного проекта с Вирджилом Абло из Louis Vuitton.
Секрет популярности нарядов от Титосэ прежде всего в том, что ее почерк легко узнать с первого взгляда: к примеру, в новой коллекции весна-лето 2018 к платью пришиты рукава и другие части делового пиджака в клетку, а то, что начиналось как футболка, заканчивается как военная куртка-парка. Причем все эти вещи-гибриды выглядят не дико авангардно, а гламурно, женственно, даже мило.
Все началось еще на старте 1990-х, когда слава японской моды гремела на весь мир. Тогда юная Титосэ Абэ устроилась закройщицей в Comme des Garçons к легендарной Рэй Кавакубо, затем работала там же в команде Дзюнъи Ватанабэ, подопечного Рэй и тоже яркого, самобытного модельера. В 1999 году Титосэ вышла в отпуск по уходу за новорожденной дочерью и решила основать свое дело (название марки — слегка измененная девичья фамилия дизайнера). По словам самой Титосэ, ее модный дом начался с десяти клубков шерсти и пары вязальных спиц: тогда она связала несколько кардиганов и свитеров. Однако вязание само по себе никогда не было страстью Сакаи. Просто ей хотелось создать что-то новое, необычное, но в то же время то, что будет хотеться носить ей самой. Вскоре она придумала свои вещи-гибриды — пальто-платья, джинсовки-жакеты… Но хотя моде девушка училась у лучших авангардистов, сама она стала делать вещи для жизни — ей удалось найти уникальный баланс между японским авангардом и практичностью.
«Есть такое понятие в западной моде — japaneseness, то есть «типично японское», — говорила в интервью дизайнер. — Оно означает, что вещи имеют суперавангардный крой и вид. Я знала, что делать вещи в стиле japaneseness — это хорошо для продаж молодой марки из Японии, но меня этот стиль не интересовал. Я вообще заметила: чем меньше я думаю о том, что будет хорошо продаваться, тем лучше в итоге продажи».
Хотя марку Титосэ основала в 1999-м, первое модное шоу она представила публике только в 2009-м — случай в моде почти неслыханный! Ведь это значит работать для очень, очень узкого числа клиентов, которые приходят по сарафанному радио. «Я не хотела делать то, что от меня ждут. Я хотела идти против течения. Поэтому так долго не открывала собственный магазин, не делала показов», — объясняла дизайнер популярному сайту о моде WWD.com. Эта тактика оказалась победной: за годы, которые Титосэ провела в творческом поиске, она обрела небольшую, но преданную армию фанатов, среди которых было множество западных модников-интеллектуалов и профессионалов моды, которые всегда находятся в поиске вдохновения, в поиске новых имен и идей.
В 2011-м интерес к марке достиг пика, и дизайнер открыла наконец флагманский бутик в Токио. Все вокруг поражались — почему только сейчас? На все это дизайнер отвечала своей фирменной, чуть грустной улыбкой. А потом в одном интервью призналась: «В глубине души я поняла, что готова рассказать о моем дизайне большому числу людей».
После того как творения Титосэ были показаны на Парижской неделе моды, ее стали закупать сразу пятнадцать иностранных универмагов, включая Biffi (Милан), Сolette (Париж), Joyce (Гонконг). В 2018-м, почти десять лет спустя, Sacai продается у сотни международных дистрибьюторов!
Сегодня Титосэ, которая до сих пор живет в Токио, частый гость в Париже и Нью-Йорке. Среди ее последних работ — коллаборация со спортивным гигантом Nike. В 2015 году дизайнер принимала участие в создании осенней и лимитированной женской коллекции одежды: ее футболки с короткими шлейфами, спортивные юбки в стиле японских школьниц носили сотни тысяч женщин по всему миру. А недавно марка пригласила дизайнера сделать дизайн кроссовок — это ли не признание заслуг?
Другой проект Титосэ — футболки для «кампании правды», которую запустила The New York Times. Черные и белые футболки с надписью Truth и другими слоганами должны напоминать людям о ценностях независимой журналистики.
Но все-таки главное, что волнует дизайнера, — это мода, и тут она, как всегда, на высоте. Гвоздь коллекции весна-лето 2018 — атласные платья: авангардные по духу, со множеством завязанных узлом на талии рукавов или пришитыми к ним элементами от военных курток, они все равно выглядят очень гламурными, романтичными, нежными. Презентация прошла под девизом Beware (It’s) Everywhere («Внимание, оно везде»).
Титосэ Абэ говорит, что, когда творит, не думает о том, кто будет носить ее одежду — японцы или европейцы, американцы или русские, она делает ее для всех. Но все же главный источник ее идей — ее родной Токио. В его оживленной повседневности и людях — ее сила.
Текст: Ирина Терехова
Специально для журнала KiMONO №11