Найти тему
KONKURENT.RU

Большинство китайских туристов, въезжающих во Владивосток, — это бедные люди

В последние годы количество азиатских туристов на улицах Владивостока растет с большой скоростью. Чиновники весьма этому радуются: в кои-то веки можно отчитаться показателями, соответствующими реальной действительности, а не из мира параллельной реальности. Однако действительность всегда шире и глубже статистики, в некоторых случаях имеется и двойное дно. Истинная причина всплеска интереса азиатов к «ближайшему европейскому городу» не в мостах и не в океанариуме, а в рухнувшем курсе рубля. Правда еще и в том, что турист туристу рознь, в особенности азиатский. Почему многие приморцы хотели бы видеть на улицах корейцев и японцев, но не очень — китайцев?

За первые шесть месяцев этого года Приморье посетили 316,5 тыс. иностранцев, из них с туристскими целями — 256,4 тыс. (рост 19% к соответствующему периоду прошлого года). В числе «чистых туристов» насчитали 163,2 тыс. граждан КНР и 71 тыс. южных корейцев.

Представители туристической отрасли, которая достаточно обширна и в которой заняты тысячи приморцев, утверждают: Владивосток заполнен китайскими туристами, но почти ничего на них не зарабатывает.

«Наши компании предоставляют минимум услуг: какой-нибудь маршрут по городу, переводчика, в лучшем случае гостиницу. Все дополнительные услуги оказались в руках китайцев, — рассказывает гид Анжела. — О том, что у нас растет турбизнес, я слышала, но на деле в нашем деле все плачевно».

-2

Китайских туристов в России возят в китайские магазины и рестораны. Останавливаются они в гостиницах, которыми владеют китайцы. На этих зданиях даже нет вывесок, они неприметны и большую часть своей деятельности ведут нелегально. Такие гостиницы есть как на окраинах Владивостока (Чуркин, Тихая), так и в центре города. Целый ряд баз отдыха в пригороде Владивостока выкуплен гражданами Китая для целей размещения своих соотечественников. Россиянам входа на эту территорию нет.

«Такие гостиницы в городе представляют собой двух-трехэтажные дома, обнесенные заборами, там же туристы едят, — объясняет наш собеседник. — Если в этом, с позволения сказать, отеле нет специальной комнаты для принятия пищи, то столы устанавливают прямо в лобби. Там же гостям продают поддельные российские товары: шоколад, золото и янтарь, продукты питания и сувениры».

Если раньше китайских туристов возили по российским ресторанам, то в настоящее время ситуация поменялась. Тургруппы кормят в китайских ресторанах, владельцами которых, как и в случае вышеупомянутых мини-гостиниц, являются граждане Поднебесной.

«Большой популярностью среди туристов пользуются морепродукты, — рассказал переводчик китайского языка Василий, также на условиях анонимности. — По моим оценкам, средний чек за то, чем кормят китайцев, в местном заведении составил бы максимум одну тысячу рублей. Но китайский сопровождающий берет с каждого своего соотечественника около 500 юаней за стол с морепродуктами. Приморские морепродукты они едят в китайских ресторанах, и, как правило, часть группы на следующее утро не может выйти из-за отравлений».

-3

Когда случаются массовые отравления туристов, китайские деятели скрывают, в каких заведениях накануне побывали их подопечные, чтобы оградить своих партнеров в Приморье от любых проверок. Запугивают и самих туристов. А также убеждают их, что некачественные продукты поставили россияне, а они, дескать, совершенно ни при чем.

Надо понимать: подавляющее большинство китайских туристов, въезжающих во Владивосток (а больше в Приморском крае они никуда не ездят), — это бедные люди, так сказать, крестьяне, пенсионеры и студенты из северных провинций.

Александра, переводчица китайского: «В самом Китае тур продается за очень маленькие деньги, окупается он уже в России за счет дополнительных услуг, предоставляемых китайцами китайцам, и за счет комиссий от магазинов, ресторанов и т. д. Деньги с туристов начинают собирать после переезда через границу.Занимается этим сопровождающий, которого выделяет китайская турфирма. В автобусе он обменивает юани на рубли. Группу он сопровождает на протяжении всего пути, при этом русских сопровождающих можно встретить редко».

Многим группам не по карману посещение музеев Приморья, не говоря уже о таких местах, как оперный театр. Тургруппы довольно редко появляются в музее Арсеньева, во Владивостокской крепости и т. д.

«Китайские операторы сократили посещение городских музеев с российскими гидами до экскурсий на подводную лодку С-56 на Корабельной набережной, — говорит Александра. — Но это еще полбеды! Вместо музея Арсеньева китайцев везут в китайский центр, который оборудован с соответствующими целями. Он расположен в районе ул. Снеговой, внутри помещение оборудовано под музей. Там недалеким и малообразованным туристам рассказывают, что Хайшеньвэй («Владивосток» в переводе на китайский язык. — Прим. ред.) — исконно китайская территория, но пока она занята русскими. Повлиять на эту ситуацию нам достаточно сложно, потому что все экскурсии для приезжих из Поднебесной проводят китайские сопровождающие. Места в цепочке для россиян почти нет. В последнее время нам звонят, только если необходимо сопроводить туриста в больницу».

-4

«Да, такая же картина и в транспортной части, — добавляет Василий. — Все чаще китайцев возят сами же китайцы. Они получают водительские удостоверения, покупают старые японские микроавтобусы и по вечерам возят своих сограждан на дополнительные экскурсии, по злачным заведениям. Убедиться в этом можно, побывав вечером в районе гостиницы «Амурский залив».

По подсчетам приморских гидов-переводчиков, порядка 75% денежных средств, извлекаемых из кошельков китайских туристов, уходит в кошельки других китайцев. При сохранении данной тенденции в ближайшие пару лет этот показатель составит 90%. Что имеет в результате Владивосток, кроме нагрузки на его и без того изношенную и недостаточную инфраструктуру?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Ольга Гуревич, исполнительный директор ЗАО «Агентство путешествий «Приморский клуб»: «Зарабатывают российские турфирмы, потому что без них китайцы элементарно не могут сюда заехать. Часто китайцев можно встретить в ресторанах, кафе быстрого питания, магазинах и других местах. Везде они оставляют деньги, которые потом превращаются в налоги. Поэтому нельзя говорить, что китайцы нам не выгодны, и не нужно их демонизировать».

КОММЕНТАРИИ

Антон Скорик, руководитель группы компаний «Эталон», включающей отель, ресторан и др.: «Во Владивосток приезжают разные китайцы, как с приграничного северо-востока, так и из центральных и южных провинций КНР. Бюджетными туристами для нас являются китайцы с приграничных районов. Большой пользы для экономики региона они действительно не несут. В основном они размещаются и питаются в местах, организованных их же соотечественниками, зачастую даже оплачивая все это у себя в Китае при покупке пакетных туров.

Российским компаниям сложно конкурировать с китайскими. Китайцы более трудолюбивы, лучше организованы, могут расплачиваться наличными средствами, часто откровенно недоплачивая налоги, что уже не позволяют себе российские компании.

Пытаться бороться с той системой, которая сложилась у нас и работает во всем мире, по моему мнению, — лишняя трата сил. Многие туристические центры уже пытались найти выход из этой ситуации, однако он не был найден. Не стоит пытаться победить там, где уже проиграно. Поэтому нам лучше обратить свое внимание на тех китайцев, которые едут из более богатых провинций. Нужно налаживать и усиливать работу по организации их проживания, питания и экскурсий.

Привлекательного для нас «южнокитайского» туриста можно сравнить с корейским туристом, потому что он пользуется городской инфраструктурой: гостиницами, ресторанами, транспортными услугами, посещает культурные учреждения. Такой цивилизованный турист необходим, он приносит пользу. Ведь туризм — это одна из немногих отраслей во Владивостоке, которая ежегодно растет».

Эдуард Рябкин, ресторатор: «Китайских туристов условно можно разделить на несколько групп. Самые организованные из них — это тургруппы, которых сопровождают гиды. Для них организуют специальный туристический маршрут с посещением разных мест и заведений. Конечно, видно, что им достаточно сложно адаптироваться под европейскую культуру, поэтому в городе они продолжают искренне оставаться самобытными. Еще более ярко свою культуру демонстрируют китайские бизнесмены, которые приезжают во Владивосток к своим партнерам. Если для них подобное поведение в Китае привычно и стандартно, то русским кажется, что они невоспитанны. А поступают они очень искренне.

Конечно, туристы из Китая и Южной Кореи очень разные, и эта разница зачастую видна невооруженным взглядом. Однако мне бы не хотелось строго разделять наших гостей в городе и заведениях. Но я, конечно, легко отличаю гостей из Поднебесной от корейских или японских туристов.

Корейцы сегодня приезжают во Владивосток маленькими компаниями, по двое-четверо. С помощью смартфонов они легко ориентируются на местности, самостоятельно находят нужные им заведения, моментально адаптируются под общие правила этикета. Я бы отметил, что в основном Владивосток посещают молодые корейцы».