Кинотеатральные сети, несмотря на кажущееся благополучие и толпы зрителей, являются своего рода «бедными родственниками» мирового кинопроцесса.
На заре кинематографа обустройство кинотеатра не требовало крупных затрат – требовалось только более-менее просторное помещение, стулья, расставленные в ряд, белое полотно в качестве экрана и кинопроектор. Однако росла конкуренция, что требовало от владельцев кинотеатров создание все более и более комфортных условий для кинозрителей. И само кинопроизводство постоянно совершенствовалось, что непременно влекло за собой экономические издержки. Справедливым будет отметить, что кинотеатры всегда отстают от кинопроизводителей. Оборудование в кинозалах сменяется намного медленнее, чем этого требует прогресс кинопроизводства (что, кстати и позволяет кинофильмам, снимаемым на пленке, иметь возможность быть показанными именно в том виде, в котором их задумали фильммейкеры).
В начале 1900-х годов сформировались крупные сети стационарных кинотеатров. В 1910-1920-е годы владельцами кинотеатров в США были владельцы компаний-мейджоров, производивших фильмы. Они сделали все для формирования крупного и стабильного кинорынка.Однако технический прогресс и постоянные политические и экономические перемены во многом делали невозможным стабильность работы кинотеатров.
В 1930-х годах кино стало звуковым, что потребовало значительных технических усовершенствований – сменилось кинооборудование, ужесточились требования к звуконепроницаемости и акустическим свойствам помещений.Последний кинотеатр в США без синхронного воспроизведения звука исчез к 1934 году. Понадобилось примерно 7 лет чтобы киноиндустрия окончательно перестроилась и превратилась в звуковую. Причина такого достаточно длительного переходного периода заключается не столько в технических ограничениях и экономических издержках, которые должны были понести кинотеатры для приобретения оборудования и обучения персонала. В тот период многие медлили и задавались вопросом, нужен ли вообще для кино переход на звук, не является ли звуковое кино временной прихотью.Однако настоящая революция в обустройстве кинотеатров и их работе произошла в 1950-е годы. Именно хаотичное многообразие подходов к кинопрокату и экспериментальные попытки привлечь зрителей в кинотеатры того периода стали базой дальнейшего развития киноаппаратуры. Эти наработки существуют, разрабатываются и совершенствуются по сей день.
В 1950-60-е годы кинотеатры подверглись практически единовременно трем ударам.
Во-первых, изменилось соотношение сил между владельцами кинотеатров и производителями фильмов – крупные студии были вынуждены подчиниться закону и продать свои киносети. Это надолго привнесло неразбериху в кинопрокатную деятельность. Появились маленькие кинотеатры, которые весьма активно и благополучно стали вести деятельность вне системы, выстроенной крупными сетями. Они показывали фильмы иностранного производства и малобюджетные авторские фильмы.
Во-вторых, посещаемость кинотеатров резко упала из-за появления телевидения. Вставали вопросы о том, есть ли вообще будущее у кинотеатрального бизнеса.
В-третьих, кино приобрело цвет, что требовало вновь сменить оборудование в кинобудках.Отсутствие жесткой монополии кинотеатральных сетей с одной стороны и жесткая необходимость привлекать зрителей в кинозалы, с другой, стали благодатной почвой для реализации дерзких задумок.
В 1952 году появилась «Синерама» - панорамный киноэкран, обеспечивавший эффект присутствия. Фильм снимался на 3 камеры и демонстрировался на сильно изогнутых полукруглых экранах тремя проекторами, что делало изображение шире естественного человеческого обзора зрения. Это была невероятно зрелищная технология, однако демонстрация таких фильмов требовала огромных затрат – три камеры, три проектора, необходимость контролировать и состыковывать изображения, трудозатратность съемки и демонстрации фильмов, и многие другие проблемы. Предсказуемо, эта технология не прижилась, просуществовав всего несколько лет.
В том же году стереокинематограф, больше известный как 3D кино, завоевывает кинотеатры. Эффект стереоскопического объемного изображения был известен еще с 1837 года, когда Чарльз Уитстон изобрел прибор под названием «стереоскоп». Однако попытки продемонстрировать стереокинематограф не приобретали успеха вплоть до 1952 года, когда на экраны кинозалов Paramount вышел первый полнометражный 3D фильм «Бвана-черт» (1952 г., реж. Арч Оболер).
Формат имел огромный зрительский успех, зрителям нравилось одевать специальные анаглифические очки (очки с красным фильтром для левого глаза и синим фильтром для правого глаза, благодаря которым каждый глаз видит только нужную часть изображения и формируется эффект объемного изображения). Следующие 2-3 года каждая крупная кинокомпания постаралась выпустить свой собственный 3D фильм.
Однако, несмотря на зрительский успех, технологические сложности заставили кинотеатры отказаться от этого формата: требовалось использование двух проекторов, что требовало постоянно бороться с десинхронизацией изображения и даже прерывать кинопоказ на антракты. К тому же очевидно было, что 3D очки и технология в целом требуют значительной доработки: цветопередача была плохой, у зрителей болели глаза и кружилась голова и т.п.
Более удачной разработкой стала система широкоэкранного кинематографа. Компания XX Сentury Fox представила публике широкоэкранную систему «Синемаскоп» (CinemaScope). В отличие от Синерамы, использующей 3 камеры, 3 пленки и 3 проектора, система Синемаскоп позволяла показывать фильмы на большом широком экране используя стандартную 35-мм кинопленку и обычный проектор.
Эффект широкого формата достигался с помощью оптического анаморфирования – на кинокамеру и кинопроектор устанавливались специальные объективы, которые преобразовывали изображение из квадратной формы в прямоугольную. Во время съемки объектив изменяет пропорции, как-бы вытягивая в высоту изображение, записанное на пленку, а во время показа объектив кинопроектора возвращает предметам привычные пропорции.
Выпущенный в 1953 году фильм «Багряница» (реж. Генри Костер) стал первым широкоформатным фильмом.
Промо-ролик о достоинствах "Синемаскопа", 1953 г.
Простота и легкость использования данной технологии способствовали распространению данной технологии, кинотеатры довольно быстро ушли от привычного для тех времен «квадратного» формата экранов.
Синемаскоп, как когда-то кинематографический аппарат братьев Люмьер, стал основой для массового создания аналогичного оборудования. Компания Pramount Pictures, например, разработала систему «Виставижн» (VistaVision), а доработка Синерамы превратилась в систему «Todd-AO».
Развитие широкоформатного кинематографа в последовавшие 10 лет привело к формированию и распространению 70-мм стандарта кинопленки (которому, однако не удалось сместить верховенство 35-мм пленки – этот формат уже был всемирно признанным и распространенным, острой потребности и тем более желания вновь массово переходить на новое оборудование не было). Бум развития кинооборудования привел к формированию различных стандартов кинопленки.
Для кинотеатров это стало очередной причиной смены проекционного оборудования – широко внедрялись универсальные двухформатные кинопроекторы, которые могли демонстрировать фильмы снятые и на 35-мм и на 70-мм пленку.
Наиболее значимым игроком, определившим рынок кинопрокатного оборудования, в этот период стала компания Panavision. Еще в 1950-е годы компания сумела предложить рынку усовершенствованные версии кинокамер, преодолевшие недостатки множества имевшихся на тот момент конкурентов. А для кинотеатров они разработали систему проекционных объективов «Super Panatar». Эта система позволяла на любом проекторе демонстрировать фильмы, снятые на пленки различных форматов.
Примерно в 1960-е годы кинорынок перестал искать единый универсальный стандарт. Многообразие форматов пленки и аппаратов, также как появление цифрового оборудования и цифровых форматов изображения стали нормой и перестали восприниматься как проблема, так как параллельно с этими форматами появились легкие и доступные способы конвертации фильмов из одного формата в другой.
В 1970-е годы появилась еще одна система широкоформатного кинематографа – IMAX. Она обеспечивает качественную детализацию изображения, демонстрацию фильмов на огромных панорамных киноэкранах, а также эффект полного погружения в сцену. Именно эта система, в сочетании с новыми достижениями 3D кинематографа, является наиболее прогрессивной и по сей день. Однако с появлением IMAX смена оборудования в кинотеатрах не велась массово и в срочном порядке. Имеющиеся технологии сменяются новыми постепенно, смена квадратного экрана на прямоугольный остается наиболее существенной и заметной для зрителей переменой в кинотеатральном антураже.
Лишь в 2000-х годах начался кинотеатры по всему миру массово стали переоборудовать кинотеатры с целью соответствовать стандартам IMAX, 3D, Real D, HD и другим современным технологиям, таким как D-Box кресла. Такая медлительность во внедрении новых технологий обусловлена не только тем, что постоянный прогресс требует экономической инертности (иначе в погоне за новинками кинотеатры просто-напросто разорились бы), но и тем, что современные кинотехнологии практически достигли порога при котором рядовые зрители ощущают какие-то изменения.
Помимо размеров экраны кинотеатров подверглись качественному изменению. Изначально экраны были простыми белыми тканями. Для того, чтобы улучшить их отражающие свойства, экраны обрабатывали различными химическими составами. Однако всерьез на качество экранов обратили внимание лишь в 1950-х годах, с появлением Синерамы. Чем больше становились экраны, тем очевиднее становились такие проблемы как потеря яркости изображения и зависимость качества изображения от угла зрения, доступного зрителю в зале.
Воспользовавшись обширными знаниями физических и химических наук, отражающая способность киноэкранов была существенно улучшена. Сегодня киноэкраны не делают из ткани, они производятся из различных синтетических материалов, хотя визуально они похожи на ткань. Изображение стало ярче благодаря алюминиевому, серебряному и т.п. покрытиям. Также экраны стали служить лучшей акустике в кинозалах за счет их специальной перфорации.
Однако главные технические изменения, произошедшие за эти годы в кинозалах касались вовсе не изображения, а звука. Эволюция звука проходила в кинозалах наиболее очевидным способом. Сначала музыканты вживую аккомпанировали фильмам прямо в зрительном зале. Затем звук, записанный на граммофонные пластинки транслировался параллельно изображению на экране с помощью синхронизирующего оборудования. Но как только в кинотеатрах появились фильмы со звуком, записанным непосредственно на пленку, появилась необходимость в звуковоспроизводящем оборудовании. Одноканальный аналоговый формат звукозаписи просуществовал довольно долго – с середины 1920-х годов и вплоть до 1950-х годов.
Лишь в 1950-е годы, с развитием широкоэкранного кинематографа, появился запрос на улучшенное качество звука в кинозалах. Технология многоканальной записи звука к этому времени существовала и была довольно качественной. Первый фильмом с записанной трехканальной фонограммой был выпущен в 1941 году компанией Disney – это был мультфильм «Фантазия». Но массовое внедрение стереозвука в кинотеатры США и все остального мира случилось лишь в 1970-х годах. Эффект стереозвука сводится к тому, что фонограмма записывается на разные частотные каналы и воспроизводится, соответственно, из разных колонок.
Революция в звуковом переобустройстве кинотеатров связана с именем Рея Милтона Долби (Ray Milton Dolby) и его торговой маркой Dolby System. Его компания разработала и повсеместно распространила новые стандарты звукозаписи и звуковоспроизведения в кино. Звук в кинозалах избавился от шумов и достиг эффекта присутствия, разграничив низкочастотные, правые, левые и центральные каналы.
С тех пор звукозапись постоянно совершенствовалась, достигнув невероятной реалистичности, перейдя в 2000-х годах от многоканального к трехмерному звучанию (технология Dolby Atmos). Вышедший в 2012 году мультфильм «Храбрая сердцем» стал первым фильмом, который можно было посмотреть с воспроизведением 128 звуковых дорожек и трансляцией звука не только по горизонтали, но и по вертикали (колонки и савбуферы размещаются не только на стенах, но и на потолке). Причем используемая технология имеет своего рода искусственный интеллект, позволяющий достигать максимального звукового эффекта в соответствии с архитектурой конкретного кинозала.
Очевидно, что, технологический прогресс в кинозалах распространялся и распространяется далеко неравномерно. Появившиеся 1970-х годов в США технологии лишь в 2000-х годах стали общемировым стандартом, переоборудовавшим большинство кинотеатров. Передовое техническое совершенство и уникальные качества кинозалов и сегодня долгое время воспринимаются как некий аттракцион, прежде чем становятся частью обыденной реальности (также как когда-то было с появлением кинематографа Люмьеров).
Рекламный ролик виртуального проекта "Плоть и песок"
В 2017 году режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту представил в рамках Каннского кинофестиваля виртуальный проект «Плоть и песок» (Carne y Arena). Этот короткометражный шестиминутный фильм невозможно посмотреть в кинотеатре или по телевизору. В нем необходимо участвовать самостоятельно, присутствовать в специально созданном пространстве и быть одетым в специальное оборудование.
В 2018 году режиссер Стивен Содерберг выпустил интерактивный сериал«Мозаика» (Mosaic), в котором зритель сам может выбрать за каким героем ему следить, а какого оставить без внимания. Эти и другие подобные проекты, также как и техническое совершенствование кинозалов, максимизирующее эффект присутствия и соучастия зрителя в происходящем, однозначно говорят о том, что впереди нас ждут какие-то невообразимые киноприключения. Как они будут выглядеть, и как это все будет организовано технически нам сегодня невозможно представить. Также как Томасу Эдисону в 1894 году, открывшему зал с кинетоскопами, невозможно было представить супертехнологичные кинотеатры, которые мы воспринимаем как данность.
Однако, как бы далеко не шагнул прогресс, ясно, что старый формат кинотеатров, в которых демонстрируются фильмы, снятые на пленку, с расставленными в ряд креслами и одним большим экраном останутся жить всегда. Уже сегодня такие кинотеатры довольно успешно существуют, избегая всеобщего процесса глобализации и технологического прогресса, став своего рода киноклубами.