Споткнулись в начале пути
Федеральному центру и действующему мэру Москвы Сергею Собянину приходится решать в течение этого лета непростую задачу. Она сводится к двум пунктам. Во-первых, необходимо добиться убедительной победы на выборах 9 сентября. Результат пятилетней давности в 51% убедительным назвать нельзя на фоне уровня поддержки других губернаторов на региональных выборах. Для достижения этой цели первым делом необходимо было «зачистить» предвыборное поле от сильных конкурентов. Во-вторых, учитывая выжженное поле конкуренции, нужно обеспечить высокую явку и подогреть интерес москвичей, особенно молодежи, к голосованию.
С первой задачей справились безукоризненно и даже превентивно. Угроза выдвижения сильного кандидата исходила последний раз от коммунистов в лице Андрея Клычкова, который набирал популярность в столице и демонстрировал желание идти в мэры. Но 5 октября прошлого года его «сослали» на губернаторство в Орловскую область. Приложил ли к этому решению руку Сергей Собянин неизвестно. Затем с КПРФ удалось договориться, и компартия выдвинула откровенно кандидата-статиста Вадима Кумина вместо явно более популярного после президентских выборов Павла Грудинина.
Статистами остаются и кандидаты от других парламентских партий в лице Ильи Свиридова («Справедливая Россия») и Михаила Дегтярева (ЛДПР). Нельзя сказать, что они неизвестны избирателю, но их отношение к столичной повестке весьма и весьма косвенно, а агитационная работа просто нулевая. Таким образом, после 9 сентября у Собянина сможет говорить, что он победил не каких-то фриков, а известных депутатов Госдумы.
Включение в выборную гонку Михаила Балакина и попытка инициировать скандал с его недопуском на выборы не сработали. Интереса к самому кандидату нет. «Лужковский» электорат, который он представляет, активным не оказался.
А вот со второй задачей – повышением явки – у Собянина большие проблемы. Складывается впечатление, что федеральный центр оставил действующего мэра наедине со своими проблемами: мол, «решай их сам». И решал в меру своих возможностей, которые, к слову, достаточно обширны. Еще в начале года была скуплена реклама в российских социальных сетях. После президентских выборов лицо Собянина озаряло каждый монитор в метро и огромную часть билбордов на улицах столицы. Фамилия мэра звучала из каждого утюга, холодильника и микроволновой печи. Но штаб Собянина столкнулся со страшной действительностью – навязчивая агитация в бесконкурентных условиях сработала против основного кандидата. Агитка стала раздражать граждан. По словам источников «ФедералПресс», близких к штабу Собянина, мэр рассчитывает на явку более 40-50%. Но социологи и политологи отмечают, что успехом для него будет хотя бы повторение явки пятилетней давности – 32%.
Политтехнолог Собянин
В надежде повысить явку команда Собянина через ЦИК продавила идею об организации «дачных» избирательных участков. Эти пункты отправления народного волеизъявления находятся за пределами Москвы. Они позволяют принять у себя около двухсот тысяч москвичей, которые в день голосования будут заниматься вспахиванием огородов, сбором урожая, колкой дров и прочими загородными прелестями. 200 тысяч избирателей – число внушительное, но рассчитывать на то, что все они придут голосовать, было бы слишком амбициозно даже для Собянина.
Одна из идей фикс Собянина – подтянуть на выборы молодежь. Ради этого некоторые общественные организации в Москве устроили акцию для продвинутого поколения. Любой человек со смартфоном, приходя на избирательный участок 9 сентября, сможет получить токены. Токен – это такая криптовалюта, которую пока невозможно обменять на реальные деньги. Система действует следующим образом: вы устанавливаете специальное приложение, приходите на избирательный участок, GPS отслеживает ваше местоположение, и у вас на смартфоне появляется кнопка «получить токен». Вы даже можете не опускать бюллетень в урну, а просто зайти на территорию участка. После завершения голосования будет проведена электронная лотерея, и у вас появится шанс получить еще больше токенов.
Сразу вспоминается, какими неэтичными эпитетами обкладывали представители власти любителей ловить покемонов в общественных местах. Что ж, действительно, токены – это не покемоны, а избирательный участок – не церковь. Да и повод-то какой! На выборах можно и покемонов, и токенов половить. Сами организаторы акции не считают это подкупом избирателей и отрицают свою причастность к штабу Собянина.
Работа с молодежью продолжается и по другим фронтам. Молодым людям до 30 лет, которые будут голосовать, мэрия пообещала бесплатные билеты на концерты звезд отечественной эстрады. А еще Сергей Собянин лично записал огненный ролик, адресованный московской молодежи, который открыто демонстрирует его опасения по поводу явки. Он не стал агитировать за свою кандидатуру и призвал избирателей просто придти на избирательные участки, пусть даже для того, чтобы испортить (!) бюллетени.
«Тебе кажется, что нет достойного кандидата? Это – не предлог. В конце концов, вычеркни всех. И это тоже будет поступок. Тебе кажется, что результат предрешен? Это – не предлог. Поступи так, как никто от тебя не ожидает, и результат будет непредсказуем», – призвал мэр Москвы.
Цифры не бьются
Собянин назвал низкую явку игрой в рулетку. Убедит ли москвичей эта странная метафора разделить тревоги их градоначальника? Вряд ли. Цифры с ожидаемой явкой все равно не бьются. «ФедералПресс» стало известно, что власти города якобы решили идти на радикальные меры. Впрочем, к таким мерам прибегают чуть ли не регулярно управленцы всех регионов РФ, когда понимают, что люди просто не хотят идти на выборы, где все и так очевидно. Речь идет об админресурсе и использовании бюджетников в накачивании явки. Знакомые работники нескольких бюджетных учреждений рассказали, что с ними уже начали проводить разъяснительные беседы о «важности участия в выборах». Мобилизация бюджетников столицы может прибавить до 20% к итоговой явке, считают политологи.
«Админресурс даёт разные результаты, от 5 до 20 процентов. В среднем «привод» или мобилизация оценивается в 10-15% в среднем. Но это от прогнозируемой явки в 50%. В случае снижения явки до 20-30%, возрастает эффект мобилизации. В случае Москвы он может достигать и 30-35% при явке в 15-20%», – рассказал «ФедералПресс» политолог Илья Гращенков.
Подсчитывать затраты на пиар, агитацию и другие важнейшие атрибуты острейшей политической борьбы будем позже. Вся эта ситуация говорит об одном: какими бы ты не обладал политтехнологами, подходами и ресурсами, на безальтернативном выборном пространстве пробудить интерес граждан к голосованию невозможно… Если ты, конечно, не президент России. Будут сильные конкуренты – будет явка и доверие избирателей к выборам. А мы имеем то, что имеем. И это касается не только Москвы.
Фото: kremlin.ru