В XIX веке Конная полиция Квинсленда была ответственна за "рассеивание" (так мягко называли систематической убийство) аборигенов.
Эта финансируемая правительством полувоенная сила действовала с 1849 по 1904 годы. Отряд полиции увеличили, чтобы охватить всю территорию штата и создать лагеря в стратегических местах вдоль постоянно расширяющейся границы, сначала на юго-востоке, а затем на западе и севере.
Полицейскими руководили высокопоставленные лица, не являвшиеся коренными жителями. Но основная часть состояла из аборигенов: мужчин, а иногда и мальчиков.
Археологи изучают отдалённые места Квинсленда, где находился базовый лагерь Туземной конной полиции. Таких лагерей было около 200. До сих пор археологи исследовали только 45 из них.
Археологическая работа раскрывает повседневную жизнь полицейских, которые делали своё страшное дело. Это важная часть расплаты Австралии за колониальное насилие. Археологи сталкиваются с трудностями в определении вещественных доказательств о массовых убийствах в археологической летописи, несмотря на приложенные усилия по картированию мест массовых убийств на основе устных и письменных источников.
Вместо того, чтобы поддерживать порядок среди европейского населения, роль местной конной полиции заключалась в защите скваттеров, шахтёров и поселенцев на границе любыми необходимыми средствами.
Их хорошо документированный метод "защиты" состоял в том, чтобы организовать патрулирование и убивать аборигенов, пытавшихся защитить свою землю, жизнь и близких. Таких событий насчитывается сотни.
Например, 10 февраля 1861 года отряд, возглавляемый инспектором Рудольфом Мориссетом, расстрелял по крайней мере четырёх, а возможно и больше, аборигенов на станции Манумбар, около 160 км к северо-западу от Брисбена. Это было возмездие аборигенам, убивавшим сбежавший скот.
Археологам известно об этих смертях, потому что один из владельцев станции Джон Мортимер жаловался в местной прессе на поведение полиции. Он также дал показания в 1861 году во время дознания о деятельности национальной конной полиции.
Примерно в 1878 году на берегах водоёма близ Булиа несколько аборигенов убили одного или нескольких европейцев, охранявших запасы. После этого в течение месяца начались репрессивные массовые убийства мужчин, женщин и детей. Из различных устных сообщений и письменных отчётов в этой бойне удалось выжить одному, возможно, двум аборигенам.
За убийства аборигенов отвечала местная конная полиция Берка-Ривер, дислоцировавшаяся недалеко от Булиа под командованием инспектора Эрнеста Эглинтона.
Раскопки прошлого
Лагеря национальной конной полиции были похожи на крепости, построенные на равнинах Северной Америки во время индейских войн, или укрепления Третьего Рейха в нацистской Германии. В течение 50 лет на этих базах проживало более 450 офицеров, а также по меньшей мере 700 мужчин-аборигенов.
Как и в других бюрократических системах, их повседневная жизнь: изучение того, что полицейские ели, пили и как жили, — опровергает конфликты, которые происходили за пределами границ.
Многие лагеря были временными. Иногда их разбивали на несколько месяцев. Тогда их физический отпечаток был незначительным.
В труднопроходимой местности с более высокой плотностью населения, где аборигены могли проводить более эффективные кампании сопротивления, лагеря были заняты в течение длительного времени, иногда в течение нескольких десятилетий. Они оставляли более ясный отпечаток на ландшафте.
Тем не менее, то, что осталось, это совсем не то, что обычно остаётся от пограничной войны. Здесь нет полей сражения в традиционном смысле этого слова. Нет жертв с пулевыми ранениями, массовых захоронений, крупных укреплённых зданий.
Вместо этого лагеря конной полиции представляют собой обычные, даже банальные поселения с каменными каминами, с почтовыми и железнодорожными заборами, дорожками, случайными свалками мусора, усыпанными разбитыми бутылками.
Более показательным является большое количество пуль и патронов из снайперских винтовок. Они редко принадлежали частным гражданам, но в течение нескольких десятилетий выдавались местной конной полиции.
В каждом лагере на реке Берк, в лагерях Клуни и Боралга археологи нашли более 100 пуль и патронов, что стало неожиданным, учитывая, что большинство убийств аборигенов местной конной полицией произошло за пределами лагерей. Возможно, обилие пуль в лагерях свидетельствует о регулярной тренировке или охоте на кенгуру.
Кнопки от униформы с богато украшенными монограммами, иногда включающими королевский шифр и корону, служат мрачным напоминанием о том, что насилие, связанное с местной конной полицией, одобрялось государством.
Лагерь на реке Берк
Берк-Ривер рядом с Булиа в юго-западном Квинсленде — база инспектора Эглинтона и его отряда. Её описал в 1882 году один из посетителей как самый респектабельный на вид полицейский лагерь, который он видел в Квинсленде: "Там, кажется, есть место для всего и всё на своём месте".
Лагерь находится рядом с водоёмом, который связан с историями сновидений, — каменное сооружение аборигенов и тысячи чешуйчатых каменных артефактов вдоль края водотока свидетельствуют о то, что это важное церемониальное место.
Создание полицейского лагеря на этом месте рассматривалось аборигенами как неуместное и оскорбительное, но, конечно, их мнение не принималось к сведению.
На территории лагеря было два каменных здания. Вероятно, их построили для размещения оружия, боеприпасов и сухих продуктов питания. Возможно, это были офицерские кварталы.
Рядом находится серия небольших насыпей, настолько незначительных, что, если вы не знаете, что искать, вы даже не увидите их. Эти курганы — сокровищница выброшенного мусора.
Рыбные крючки, стеклянные артефакты и останки животных, которые археологи извлекли из них, указывают на то, что здесь могли быть хижины солдат. Они напоминают нам, что, несмотря на выполняемую работу, они оставались простыми людьми, пытавшимися выжить.
Места колониального насилия трудно точно определить. В связи с этим продолжаются дебаты о его масштабах и характере. Аборигены всегда называли эти события войной. Такие заявления часто отвергаются критиками как ненадёжные. И всё же европейские авторы XIX века также описывали пограничные убийства как войну.
Археология лагерей местной конной полиции — самое близкое материальное свидетельство масштаба подавления аборигенов на протяжении XIX века.
Хотя некоторые из этих лагерей есть в списке наследия коренных народов Квинсленда, ни один из них не включён в более широкий Реестр государственного наследия, несмотря на то, что найдено 200 мест, которые имеют прямое отношение к полицейским силам Квинсленда.
Археологи считают, что ситуацию надо менять, чтобы государство признало своё тёмное прошлое.
По материалам brisbanetimes.com.au