Найти тему
184,5K подписчиков

Кижи — это остров?! Не может быть!

2,9K прочитали

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами деревянного зодчества. Но главное, что теперь пробел восполнен, а для закрепления материала я буду рассказывать его вам. Согласны?

Здесь и далее фото автора
Здесь и далее фото автора

Начну я эту серию постов с рассказа о острове Кижи и о одноименном музее-заповеднике, расположенном на нём. А если быть точнее, пока что только о том, как туда добраться, сколько это стоит и что можно увидеть и сфотографировать по пути. По музею прогуляемся в следующий раз. За мной не заржавеет.

Как можно попасть на остров? Правильно, вплавь. После небольшой экскурсии по Петрозаводску, мы оказываемся на пирсе водного вокзала и ждем погрузки на судно, которое за полтора часа доставит нас на Кижи.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-2

Это "Комета-5", почему-то покрашенная в зеленый. Предположу, что это, наверное, корпоративный стиль, но в белом бы она смотрелась куда элегантнее.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-3

Насколько я понимаю, перевозки на остров Кижи монополизированы неким холдингом и это, пожалуй, самое неприятное обстоятельство, которое выльется вам в 2950 рублей за поездку туда-обратно с человека. Плюс по прибытию на остров придется доплатить в кассу еще по 500 рублей с носа (просто за вход, без экскурсии). Не знаю сколько дизеля кушает "Комета-5", но вмещает она за раз порядка 130 человек. Свободных мест на нашем рейсе не было от слова вообще. Вот и считайте.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-4

Но не будем о грустном. Тем более, вокруг уже начинаются радующие глаз фотосюжеты. Ветер выбивает из глаз слезы, но я все равно постоянно ошиваюсь с камерой на прогулочной палубе. Онежское озеро — второе по величине пресноводное озеро Европы после Ладоги, о которой в этом блоге рассказано не мало, но не менее прекрасное. Во всяком случае, за время нашего с ним мимолетного знакомства у меня нареканий не возникло.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-5

Так же как и Ладожском озере в Онежском есть шхеры. Их называют Кижскими или Онежскими. По сути, шхеры — это и есть острова, а если быть точнее, архипелаг, состоящий преимущественно из мелких и небольших скалистых островов, разделённых узкими проливами и расположенных в прибрежной полосе. В 2013 году я с компанией единомышленников прожил неделю на необитаемом острове в Ладожских шхерах, поэтому с большим любопытством рассматривал острова, мимо которых стремительно пролетала "Комета". Успел даже сделать кадр острова Гарницкий с одноименным маяком.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-6

Некоторое время мы шли мимо обильно застроенного берега и я подумал, что это не иначе как континент, но факты говорят о том, что это всё таки остров. Большой Климецкий. Площадь острова — 147 км². Длина — 30 км, а ширина — 5-9 км. На острове располагается несколько поселений (крупнейшее — Сенная Губа, имеется школа).

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-7

На следующем фото можно разглядеть церковь Николая Чудотворца 1810 года постройки. Я сначала очень удивился, увидев в этих местах заброшенный краснокирпичный храм, но умеренный гуглёж разъяснил ситуацию. Оказывается, изначально для постройки храма использовался как кирпич (на основную часть стен), так и дерево (на верхнюю, высотную часть храма с главками). Церковь была построена "кораблем" и имела высоту до 30 метров. К сожалению, пожаром 1989 года были уничтожена все верхняя деревянная часть церкви и в настоящее время она представляет собой привычный жителю Средней Полосы кирпичный остов.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-8

Чьи-то домики по левому борту.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-9

Еще один. Кто там и чем живет? А может там уже никого нет?

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-10

11. Внезапно, часовня Знамения Богородицы в деревне Корба. 2-я половина XVIII века, памятник федерального значения. Название деревни переводится с карельского как "глухое лесное место". Вот уж действительно.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-11

Поскольку фарватеры в Кижских шхерах довольно узки, для их обозначения, наряду с буями и бакенами, повсеместно используют створы или створные знаки.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-12

И вдруг справа по борту ветряная мельница! Рядом когда-то была деревня Середка, да как и многие тут, кончилась. Кстати, мельницу привезли сюда из вполне живой деревни Толвуя (Медвежьегорский район). Но не суть. Вы знаете мою страсть к старым ветрякам и вообще к мельницам — на этом месте я чуть за борт не прыгнул!

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-13

Странный и таинственный одинокий дом с креслом прямо на берегу Онежского озера.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-14

Явно кто-то более преуспевающий. Возможно даже гостевой дом, не знаю.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-15

И вот, наконец, он! Или они? Кижи, в смысле. Кстати, все местные произносят "Кижи" с ударением на первый слог. Все туристы, по-моему, наоборот.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-16

В общем, прошу любить и жаловать главный символ Кижей — т.н. Кижский погост. Это архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой. Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-17

Тут надо сделать оговорку, что по пути к острову мы обогнали круизный теплоход "Н.В. Гоголь". Я сразу понял, что соседства с таким огромным количеством пассажиров, которые он доставит на Кижи, лучше избегать, но через некоторое время на острове всё же стало очень людно.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-18

Ну, а пока мы еще наслаждаемся видами с прогулочной палубы глиссирующей "Кометы-5", а душа замирает в предвкушении интересных кадров.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-19

Крупным планом дом Ошевнева из деревни Ошевнево. Он демонстрирует характерный для Русского Севера тип зданий, где под одной крышей были сразу и жилая и хозяйственная части. Всё сделано для того, чтобы зимой вообще не выходить на улицу. Всё под боком. И сарай, и хлев с домашними животными, и даже туалет находится внутри. Это так называемый дом-кошель.

Нет, правда, простите дурака, если сможете, люди добрыя, но при слове  "Кижи" до недавнего времени я представлял себе старую аутентичную  деревню с несколькими церквями и по совместительству шедеврами-20

Подробнее о нем и других постройках на острове Кижи я расскажу в следующей части. Посмотрим их вблизи, зайдем внутрь и удивимся укладу жизни. А сейчас пора бежать на пристань — совсем скоро отправляется в обратный путь наша "Комета-5". Уезжать так не хочется. Эх, остаться бы на Кижах на день-другой…


PS Понравился пост, подпишись на канал и ставь лайк!