Совсем недавно, 6 февраля 2018 года, состоялось очередное событие от главных космических ньюс-мейкеров планеты: в воздух поднялся и почти целиком вернулся назад самый тяжелый (на момент запуска) рокета-носитель Falcon Heavy - детище компании SpaceX и ее директора Илона Маска.
Кроме, непосредственно научного достояния, событие ознаменовалось двумя другими интересными вещами - в целях доказательства грузоподъемности рокета-носителя в темную вечность отправился электромобиль Tesla Roadster, сидящий в нем манекен и бесконечный луп из песни Дэвида Боуи 'Life on Mars?'. О том, почему в космос отправился именно Боуи - и есть тема нашей сегодняшней #мьюзика.
Илон Маск и Джонатан Нолан - "Трейлер" запуска Falcon Heavy c Tesla на борту.
Так все начиналось - 12 апреля 1961 года человек впервые за всю историю попадает в космос. Вслед за этим, с 1961 по 1969 другие люди готовят свою программу и 20 июля 1969 впервые оставляют человеческий след на Луне. Всего за месяц до этого, вдохновленный фильмом "Одиссея: 2001", другой человек записывает, пожалуй, главную песню своей пока еще теплящейся музыкальной карьеры - на свет появляется песня 'Space Oddity' Дэвида Боуи. Все это впоследствии определит главную тему массовой культуры грядущих 1970х-1980х: Космос, его загадки и тайны, угрозы и возможности. Именно на этой волне и возникнет феномен Боуи, который выстроит тематику своей музыки вокруг места человека в бескрайней вселенной.
Июль 1972 года. Пережив уже несколько взлетов и падений своей музыкальной карьеры, Боуи создает себе новый сценический образ и выпускает посвященный ему альбом - The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. По задумке автора, Зигги Стардаст - пришелец с Марса, который, совместно со своей рок-группой, пытается спасти Землю от грядущего армагеддона при помощи музыки - просвещающей и объединяющей людей. Выражая тем самым свою личную миссию, Боуи и его группа выбирают новый вектор своего развития, но как и в каждом подобном случае, в самом начале этого пути находятся практически ни с чем. Все, что было им нужно теперь - найти нужное время и место для того, чтобы сделать свое заявление миру. И судьба предоставила им такой момент.
6 июля 1972 года, на популярной среди британской молодежи телепередаче 'Top of the Pops', Боуи и его команда исполняют свою новую песню 'Starman' - эксперимент, как с музыкальной , так и со сценической стороны. Андрогинный (совмещающий мужские и женские элементы) образ Боуи, в довесок к новому звучанию только впоследствии станет основой глэм-рока - нового витка рок-музыки 1970х-1980х, а в тот момент - является особым культурным экспериментом, отклик на который не был предопределен. Именно так, за 4 минуты исполнения песни, из около-традиционного рок-музыканта, Боуи превращается в основную сенсацию и законодателя британской рок-музыки на годы вперед. Именно об этом выступлении Боно потом скажет, что Боуи и сам в этот момент был как бы "существом, упавшим к нам с другой планеты".
Очарование - "Starman" - Девид Боуи, 1972 год.
Мысль, заключенная в альбоме "The Rise and Fall of Ziggy Stardust ...", как и вообще в массовой культуре 1970-х - это рефлексия человека о себе самом и о своем месте во Вселенной. При помощи науки человек впервые увидел Землю, свой Мир, себя Самого - со стороны. Возникли новые вопросы: Кто мы? Какова наша роль? Каковы последствия наших действий?
Своей музыкой и своим образом Боуи формулирует своеобразный ответ на эти вопросы и именно поэтому становится голосом своей эпохи. Он - мечтатель, который смотрит в ночное небо и хочет дотронуться до него. Его цель - вдохновить людей пересечь "границы условные", объединиться ради общего блага - познания бескрайней Вселенной во всей ее красоте и величии, перестать быть ее эксплуататором и разрушителем, а стать ее сохранителем и созидателем.
Илон Маск - Рекация на запуск Falcon Heavy.
Спустя годы, человечество все еще завороженно смотрит наверх. В 2010-х компания SpaceX анонсирует свою миссию - путешествие человека к Марсу. И в этой цели даже не столько важно то, что новый человек сможет оставить новый след на новой планете, или то, что колонизация Марса - важная с практической точки зрения задача. Пожалуй, намного важнее то, что само достижение этой цели означало бы для нас, что мы "способны". Способны при помощи интеллекта достигнуть сверх-человеческих высот. Способны при помощи доверия и объединения достигнуть целей, неподвластных одному человеку или одной нации. Способны ставить такие большие цели и достигать их. А значит - что дело будет жить, а наши потомки оттолкнутся от выстроенного нами фундамента и достигнут еще большего - того, что мы, может быть, даже не могли бы сейчас осознать.
Все это начинается с дела одного человека, а именно - с дела каждого из нас. Кто-то - по-мальчишески радуется тому, что его команда смогла сделать недостижимое - поднять полутора - кило - тонный аппарат в небо и вернуть его домой. Кто-то - пишет не похожую ни на что музыку и вдохновляет несколько поколений людей мыслить шире и двигаться дальше.
Именно так эта музыка становится симфонией, сопровождающей шаг человека на новую ступень. И здесь не так важно даже то, что в космосе и звука нет как такового. Все это - история о прекрасной мечте человека быть лучше. И путешествие к другим планетам здесь - наш простой символ движения вверх. Такой же символ, как и Родстер, бороздящий космические просторы по направлению к Марсу. Такой же, как и 25-ти летний парень, исполняющий свою песню о межпланетной дружбе в момент раскола дружбы Земной.
Источники:
О Боуи: Billboard, Rolling Stone
О "Starman": Genius, Amalgama-Lab, CoS