Кто-нибудь считал, сколько фильмов еженедельно выходит в прокат? 5? 10? Но дело даже не в количестве. Обилие режиссеров, студий, жанров. Негативом называть такое положение дел вряд ли будет уместно. У каждого зрителя есть выбор, временами - это выбор достойный, а временами - сплошное разочарование.
Так часто зрители (мы с вами) становятся свидетелями дорогого, кассового, как говорят профессионалы - «попкорнового» кино. И само понятие «блокбастер» - далеко не всегда плохо. Иногда даже в самые увесистые кино-конвейеры создатели закладывают столько смысла, что расслабленный зритель, пришедший получить удовольствие от занимательного визуального ряда, и вовсе-то его не улавливает.
Это я всё к чему.
...
За обилием рекламы и громких заголовков так легко было упустить ужасно прекрасное произведение «Под покровом ночи». Диснеевская «Моана» и «Звездные войны», «Пассажиры» с Крисом Праттом и Дженнифер Лоуренс, распиаренный «Викинг» (о нет, только не он!).. В общем, в декабре 2016-го «Nocturnal Аnimals» (привет нашим локализаторам) я конечно же пропустил и смотрел совсем недавно дома.
Продюсером, режиссером и сценаристом фильма стал американский дизайнер Том Форд. Личность, скажем так, небезызвестная. И, как оказалось, «Под покровом ночи» - второй проект модельера после восторженно встреченного критиками «Одинокого мужчины».
И знаете, «Под покровом ночи» помнит о том, что кино - это, в первую очередь, искусство. Смотришь первые 5 минут фильма и думаешь: «Авторское кино, спасибо, я понял». Но не все странные сцены, добротные планы, умопомрачительные костюмы и непонятые диалоги стоит сразу клеймить чересчур авторским. С течением времени мозаика в голове сложится, и ты поймёшь, почему эта омерзительная сцена была преподнесена так, а не иначе, или почему треть фильма режиссёр пытался вогнать тебя в депрессию и отчаяние. Можно не сомневаться, что Тому Форду, как никому другому, известны все особенности гламурной жизни в высшем обществе, членом которого является главная героиня Сьюзен в исполнении очаровательной Эми Адамс.
Повествование фильма - ровное и затягивающее, видеоряд и операторская работа - на неимоверно высоком профессиональном уровне, сюжет - прямолинеен настолько, насколько зритель сам этого захочет. Если смотреть кино внимательно, то все скрытые смыслы и детали читаются на «раз-два». И это далеко не от того, что фильм прост или неинтересен - режиссёром была проделана огромная работа, чтобы преподнести, казалось бы, претензионную не массовую картину на доступном и понятном языке. В этом ему безусловно помогли завораживающая музыка от польского композитора Абеля Коженёвского и живые персонажи, воплощённые прекрасными актерами первого и второго класса. Вы видели этот каст? Помимо ранее упомянутой Эми Адамс, это: Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Арми Хаммер, Аарон Тейлор-Джонсон, Айла Фишер. Ох, актерская игра здесь просто невероятная!
Том Форд, хитрец, - первый режиссёр, который решил вот так просто пошутить: "Путаете Айлу Фишер и Эми Адамс? А вот вам! Наслаждайтесь ими обеими в одном фильме!" И одна будет воплощением другой. Правда, сценарием общие сцены для них не предусмотрены.
Говоря о воплощении Эми Адамс в лице Айлы Фишер, мы говорим о третьей, основной и самой захватывающей сюжетной линии «ночных животных» - сюжете книги, первый экземпляр которой бывший муж Сьюзен - Эдвард (Джейк Джиленхол) - внезапно прислал ей по почте. Да-да, вы не ослышались (если посмотрите трейлер, то он вас специально запутает), в фильме 3 сюжетных линии: прошлое Сьюзен, её настоящее и сюжет нового романа за авторством Эдварда, который Сьюзен читает. Я могу оказаться не прав, называя основной сюжетную линию будущего бестселлера, но именно она является той самой аллегорией на жизнь Сьюзен и Эдварда, на то, кто такая Сьюзен, кем она была и во что превратилась.
Пустой, громоздкий, бессмысленный мир искусства, в котором живет героиня Эми Адамс - роскошен, но холоден, красив, но циничен. Сюжет в настоящем - это драма, безнадежная и вялотекущая. В то время, как сюжет романа - пугающий своей жесткостью и безвыходностью триллер со всеми вытекающими элементами жанра, с которыми так умело обращается Том Форд (покажите мне, с чем он в принципе в этом фильме не справляется?).
Сюжетная линия прошлого рассказывает нам о мечтательном романтике - герое Джилленхола, и об их неудавшемся браке со Сьюзен. Мелодрама о молодых и неокрепших чувствах, о правильно расставленных (или всё-таки нет?) приоритетах и о стремлении к еле заметной маленькой мечте.
...
Мир, который создаёт в своём романе Эдвард, - мучительно выразителен. Сопереживанию удостаивается как книжный персонаж Эдварда - Тони, так и сам Эдвард. Дуэт Джейка Джилленхола и Майкла Шеннона заставляет напрячься и чувствовать дискомфорт с самого первого появления последнего в роли детектива Бобби Андеса. Динамика их взаимоотношений и трагедия происходящего, с каждой минутой нагнетающая восприятие сюжета, крадёт все внимание зрителя.
Форд, будто по заветам Кристофера Нолана, путает нас, завязывая в узел все 3 сюжетные линии ради финального твиста. И я использую это сравнение не потому, что хочу упрекнуть Форда в том, что на фоне сильнейшего «книжного» сюжета меркнут другие линии, в отличие от множества равносильных плоскостей повествования в произведениях его (теперь уже) коллеги. Форд, как и Нолан, повсюду раскладывает подсказки, с помощью которых подсознательно мы уже готовимся к развязке. И она либо застает врасплох, либо приносит горькое удовлетворение от своей непреднамеренной предсказуемости.
Режиссёр этим фильмом незатейливо демонстрирует нам силу искусства. И она пронизывает нас. До самых кончиков пальцев. И мы, словно героиня Адамс, в финале снимающая с себя дорогостоящие украшения и смывающая «защитный» слой косметики, за глянцевым и нарядным видеорядом пытаемся найти ответ на вопрос бесконечного человеческого одиночества.