Найти тему
#артшэринг

Космическая Мечта

Оглавление

Истоки мечты

57 лет назад, 12 апреля 1961, человек впервые посетил космические просторы - и произошло это на борту советского корабля "Восток-1", под громкое "Поехали!" 27-летнего парня Юрия Гагарина из Смоленской области. В одночасье его образ стал символом покорения звездных пространств для всего мира и, кончено же, занял не только свое почетное место в учебниках истории, но и прочно закрепился в популярной культуре своего времени.

Небольшой рассказ о советском, восторженном образе космоса - представляем вам в нашем сегодняшнем #лонгриде.

Космос в Философии

Отражение подвигов космонавтики 20-века на культуру, конечно, было двояким.

Советская традиция в этот момент сильно склонялась к "благодатному" воображению космоса - как образа вечности, источника победы над смертью и спасения, как пространства обитания Бога. Западная же культура, напротив, часто обращалась к поэтико-философской "традиции космического ужаса" – космоса, как океана древнего безумия, в котором обреченно плывет островок человеческого разума, как родины иных богов, чуждых нам чудовищ. Так, метафизический ужас перед неизведанным, инопланетным мы замечаем во всех западных течениях искусства: кинематографе ("Космическая Одиссея: 2001"), литературе (Г.Ф. Лавкрафт), абстрактном сюрреалистическом изобразительном sci-fi - искусстве и прочих.

Есть гипотеза, что советский способ восприятия космоса был диктован в первую очередь большей готовностью человека советского к пониманию и одухотворению абстрактных концепций, что впоследствии и послужило залогом интеграции космических и религиозных идей в концепцию советского коммунизма.

Steve R. Dodd, 1980s
Steve R. Dodd, 1980s

Космос в Архитектуре

В одном из наших предыдущих постов мы подробно рассказывали вам о культуре модернизма и ее применении в коммунистических странах 20-го века. Так, сопряжение советского модернизма с космической идеей полностью вытесняет архитектурный сталинский классицизм к началу второй половины 20 века.

Модернизм в архитектуре - это в первую очередь царство объемных форм, сложность конструкций, выражающих идею сложности жизни как сверх-рациональной системы. Расширив границы человеческого познания еще дальше, путешествие в космос "усложнило" жизнь еще больше - стало еще больше граней, архитектура стала еще массивнее. Также - вошли в обиход и такие облицовочные решения, как монументальные панно, изображающие подвиги (чаще всего космические) советских граждан.

Центральный зал гостиницы Дружба, Ялта, 1984 г.
Центральный зал гостиницы Дружба, Ялта, 1984 г.
Панно с советским космонавтом
Панно с советским космонавтом

Космос в Кинематографе

Безусловно, раз по завету В. Ленина, "Кино - главное из искусств", космическая тема не могла обойти стороной и кинематограф.

Все началось с «Планеты Бурь» (1961) - фильма П. Клушанцева, выпущенного в годовщину путешествия Ю. Гагарина на орбиту Земли. Фильм, будучи чуть ли не первой в своем роде космической научной фантастикой в кино, по признанию многих авторов, сильно повлиял на будущее кинематографа. Так, и Стенли Кубрик, и Джордж Лукас говорили впоследствии, что фильм Клушанцева произвел на них сильное впечатление и определил последующее рождение на свет таких фильмов, как "Космическая Одиссея: 2001" и "Звездные войны".

Конечно, выпущенные впоследствии "Солярис" А. Тарковского и мультфильм "Тайна третьей планеты" - станут классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Оба произведения примечательны тем, что в основе своей рассматривают традиционные этические проблемы человечества (дружба, прощение, добро), раскрытые через призму столкновения человека с непостижимой, неземной силой.

П. Клушанцев, "Планета Бурь", 1961
П. Клушанцев, "Планета Бурь", 1961

Космос в Изобразительном Искусстве и Массовой Литературе

Популярное изобразительное искусство советского союза значительно смещалось в утилитаризм, именно поэтому популярные космические образы времени мы находим теперь в таких бытовых предметах как марки, спичечные коробки, обложки журналов. В последних - произошел и литературный подъем космической темы. Так, именно при публикациях произведений советских фантастов вроде И. Ефремова, братьев Стругацких или знаменитых иностранных фантастов А. Азимова, С. Лема, А. Кларка и появились знакомые нам футуристичные и сюрреалистичные sci-fi изображения советских иллюстраторов.

-6

Космос в Музыке

В то время как советская рок-музыка и советский джаз занимали некое протестное положение, зарождающаяся в то время советская электронная музыка отвлеклась от таких "земных" вопросов и стала изображать темы более космические. Так, синтезированная электронная музыка становилась неотделимым, лучшим сопровождением научно-фантастических фильмов вроде «Соляриса» и «Тайны третьей планеты».

Современниками полета Ю. Гагарина были подняты такие изобретения советских инженеров 1920-х годов, как электронные синтезаторы звука и терменвокс - и с их помощью появился на свет новый музыкальный стиль «спейс-эйдж-поп». Музыкальная идея этого стиля - изображение размытия границ между Землёй и открытым космосом при помощи футуристичных, неестественных, электронных звуков. Впоследствии, эти приемы вошли и в фактуру популярной музыки (все мы помним эту жуткую серию "Ну, Погоди!" под песню "Земля в иллюминаторе" группы "Земляне").

Eduard Artemyev - Constellation of Past Times

Космос внутри нас

И вновь обращаясь к культуре прошлого, мы призываем вас не столько предаться с нами светлой ностальгии о хороших, но прошедших временах, сколько сделать правильный вывод о временах наших с вами, настоящих.

В такие знаменательные дни, как сегодня, хочется напомнить всем нам о том, на какие великие подвиги все-таки способен человек. И этот человек – не какой-то там, фантастический герой с экрана, а наш, такой родной и такой похожий на нас самих.

И пусть время идеологического прославления этих героев прошло, пусть будничность, серость и сырость, грязь и общее разложение так часто отравляют наше желание прославлять жизнь, давайте будем помнить, что каждый из нас способен быть героем сегодняшнего дня. Светлое познание мира, самой жизни, желание очистить ее, сделать лучше и стремиться к каким-то собственным далеким звездам и планетам – способно открыть в нас достаточно сил, чтобы достичь своей победы даже в те моменты, когда кажется, что этих сил уже совсем не осталось.

И не так важно, что это за победа – опасное путешествие в неизвестность, давным давно откладываемое дело или даже, всего на всего, примирение или забота о другом человеке. Как и не важно, замечена ли вовсе эта победа кем-либо, кроме вас. Гораздо важнее то, что вы не сдались, что сделали "вопреки" и что в тот же миг, хоть ненадолго, но что-то вокруг вас стало немножечко лучше.

Просто скажите себе "Поехали!"

С днем космонавтики вас и великих вам побед!

Источники:

Ю. Гагарин в советской культуре - Москва 24

Космос в Философии (Космизм) - Live Journal

Космос в советском искусстве - Политвести