Написать этот материал меня побудил участник группы AMATORY Дмитрий Музыченко. В своем Инстаграме не так давно он обратился с вопросом к своим подписчикам. Найти сейчас его я не смог, но общий смысл сводился к простому:
“А стоит ли вообще публиковать кусочки из новых треков, этакие тизеры в соцсетях для прикармливания фанатов?”
Мнения в комментариях на этот вопрос разделились примерно 65 на 35. БОльшая часть была ЗА тизеры. Их позиция проста - “конечно нам хочется пораньше все услышать, давай всё, мы же скучаем!”. Их, конечно, можно понять. Но вот другая часть (те 35%) были коротки в своих ответах и средний комментарий звучал так - “Однозначно нет.”
Давайте разбираться. Не буду уходить далеко от АМАТОРИ. Бывший вокалист Слава Соколов. После ухода из группы он занялся сольной деятельностью и записывает сейчас легкий хип-хоп. Горы автотюна, эффектов и несложные мелодии. И вот, сам Слава в своем Инстаграме постоянно тизерит новые синглы. Отрывки треков, разные кусочки и сторисы из студии во время записи. Но в тот момент, когда ты слышишь полный трек после релиза, ты понимаешь, что ничего не появилось нового в твоей жизни.
Я не знаю как у вас, но для меня важно, чтобы новый сингл ожидаемой группы, новый альбом, становился ценным дополнением моей жизни. Если угодно, это новый саундтрек моих дней. Для меня это важно. Однако, когда я не вижу разницы между малым частным и цельным произведением - мне грустно. И знаете, в чем прикол? Это обоюдоострый нож…
Я говорю о том, что даже если ваш трек иной и отличается от вашего вброшенного в сторисы тизера — это все равно плохо. Потому, что ожидания обмануты! Ну смотрите, берем трек… СЕНТЯБРЬ! Да, возьмем самый хитовый хит Стигматы. Допустим, в те времена уже существовал бы Инстаграм. Группа выкладывает участок с гроулом в припеве. А по релизу фанаты слышат мелодичную романтику. Ожидания обмануты? Обмануты. Допустим, группа решает не рисковать и тизерит начало припева. Вроде бы, это всегда самый грамотный кусок песни, ибо он снабжается самыми цепляющими “хуками” (знаю, тавтология). Но по релизу фанаты поймут, что кроме этого, ранее уже опубликованного участка песни, их ничего не цепляет. Обманутые ожидания? Обманутые.
Пойдемте дальше. Второй пример. Slipknot - The Devil In I. Представьте, что вы - группа. Вы решаете, что пора тизерить. И какой участок песни вбрасывать? Темповое вступление без раскачки? Проигрыш с раскачкой? Мелодичный куплет? Агрессивный припев? В этой песне каждый участок трека звучит шикарно и он не похож на прочие “блоки”. Следовательно, ЛЮБОЙ тизер будет работать во вред и обманывать ожидания.
Говорят, в рэпе это хорошо работает. Опять-таки… В современном отечественном рэпе есть вступление в бит и далее следует монотонное повествование текста под него. Есть исключения, но +/- тизер рэп-трека спойлерит вообще ВЕСЬ трек. Голодным до всего нового может это и понравится. Но даже в небольшой перспективе это не работает.
Сейчас в музыке вообще наблюдается другая тенденция. ВНЕЗАПНЫЙ РЕЛИЗ. Никаких синглов, тизеров, анонсов и прочего. Сразу весь альбом - нннате! Эминем выпустил Kamikaze. Вроде бы и многие его ругают. Однако, он уже доступен ВЕСЬ. И ты можешь прослушать его полностью, чтобы уже решить, нравится он тебе или нет. Но ты ведь мог при обычном формате выпуска альбомов послушать сингл, разочароваться и больше не ждать альбом. А здесь, даже если релиз тебе не понравился, то ты, как ни крути, а уже ознакомился с ним от начала и до конца. Чисто технически - “фарм” прослушиваний работает лучше.
FACE выпустил свой новый альбом. Разве стоило выпускать синглы, собирать и слушать критику, что-то менять? Если у тебя есть концепция и идея альбома - бери и делай! Синглы? По настроению. Но если тебе важно не сбиваться с намеченной концепции и передать свое настроение с минимальными “потерями в пути” - не выпускай синглы!
Скажу свое мнение по последним мыслям. Мне нравится практика неожиданных релизов. С детства люблю подарки в виде сюрпризов. И поэтому люблю, когда контент приходит неожиданно. Тизеры, на мой взгляд, в музыке быть не должны. Простите меня, пожалуйста, хип-хоперы, рэперы, прочие музыканты и вообще все, кто практикует такое же, но в музыке есть минимальная единица музыкального творчества. И это песня. От первой ноты и до смолкания последних вибраций инструментов в конце. И придумывать да дробить здесь больше нечего.
Это моё СУХОЕ МНЕНИЕ. А какое ваше?
Подписывайтесь на мой Инстаграм (там много личных интересных записей), мой ВК, читайте Твиттер.