Найти в Дзене
Другой мир

Почему дети лгут?

Оглавление

Всем родителям хочется видеть в своем ребенке высокие нравственные качества. Детская ложь приводит их в негодование. Тут же возникают небезосновательные опасения за то, каким человеком станет юный лгун. Как выстраивать дальнейшие отношения? Надо ли применять наказание, и какое воздействие здесь подойдет? Эти вопросы закономерно возникают у родителей при столкновении с детской ложью.

Как правило, родителей и педагогов, уличивших в неискренности ребенка, беспокоит вопрос меры воздействия. Какое наказание наиболее продуктивно, отучит ли оно ото лжи? Но прежде всего, стоит задуматься над причинами проблемы. А искать их следует в ситуации, повлекшей отклонения поведения. Потому что используют обман дети, как правило, попав в неблагоприятную ситуацию и стараясь ее исправить любым способом.

Какие ситуации провоцируют к обману?

1. Отсутствие внимания.

Если ребенок получает недостаточно внимания, то у него занижается самооценка. Сомнение в своих способностях приводитк тому, что он начинает привлекать внимание не достижениями, а тем, что легче всего для него выбрать. Это, как правило, поведение, раздражающее взрослых. В том числе ложь. Также может пытаться привлечь внимание сверстников ребенок, отверженный коллективом. Он способен выдумать что угодно для достижения своей цели. Но при этом находится в постоянном страхе разоблачения, что негативно влияет на его психическое и даже физическое здоровье.

2. Завышенные требования.

Когда родители постоянно сообщают ребенку о своих ожиданиях и о том, что он их не оправдывает, то это приводит к нарушению поведения. Находясь в постоянном напряжении, ребенок становится озлобленным, отдаляется от сверстников иблизких взрослых. Обманом он пытается облегчить свое положение, приписать себе несуществующие заслуги или скрыть неудачи. Такое поведение тормозит рост личности ребенка, может повлечь нарушения его психики.

3. Страх перед наказанием.

Обман используется, как способ предотвратить негативные для себя последствия собственных проступков или защиты кого-то из близких людей.

4. Стрессовая ситуация.

Искажая факты и привирая, ребенок избегает неприятных разговоров, стремится выйти из положения, в котором не видит возможности конструктивного решения.

5. Влияние окружающих.

Если ребенок осознает, что близкие взрослые обманывают его или других людей, то скорей всего он примет такую линию поведения как норму. Дурной пример могут показать и другие дети. Для них ложь может быть одним из способов эмансипироваться от родителей. Чтобы показать свою независимость перед сверстниками и повысить социальный статус в коллективе, дети даже хвалятся своими достижениями «самостоятельности».

В любом из перечисленных случаев обман – это тревожный знак. И обманщику могут в равной степени навредить как агрессия окружающих взрослых, так и безразличное отношение. Самое продуктивное воздействие на ребенка – это построение между ним, родителями и школой отношений основанных на доверии и уважении.