Когда он поднялся в небо в 1944 году, Messerschmitt Me163 Komet выглядел как нечто из серии научной фантастики.
Один из самых странных самолетов Второй Мировой войны, он сочетал передовые технологии с любопытным дизайном, который устанавливал жесткие ограничения на то, что он мог сделать.
Странная машина
Me163 отличался от любого другого самолета Второй мировой войны. Его выпуклый фронт сужался к задней части корпуса, сильнее чем у самолетов обычной конструкции. Это придавало ему форму, похожую на форму ракетных кораблей из научно-фантастических рассказов, но с крыльями и большим хвостовым рулем.
Сама крылья были необычными для того времени. Большинство самолетов той эпохи имели одну пару прямых крыльев. Me163 был одним из первых самолетов, использующих стреловидные крылья, дизайн, который станет популярным в течение следующего десятилетия.
Разработка конструкции
Me163 был творением доктора Александра Липпиша. Липпиш был пионером планерного дизайна в 1920-х годах, когда он разработал бесхвостые планеры. Присоединившись к компании Messerschmitt в 1939 году, он привез с собой свой опыт в этой области и применил его для создания нового вида перехватчиков для Люфтваффе.
Первый испытательный полет Me163 состоялся в июне 1940 года. Как и подобает этому экспериментальному оружию, испытание проходило на секретном оружейном исследовательском объекте в Пенемюнде, доме нацистских ракетных исследований.
Самолет отлично справился с этим первым полетом, что привело к дальнейшим испытаниям, в которых прототип достиг скорости до 547 км в час.
Затем последовало больше прототипов с улучшенными двигателями, в результате чего скорость достигла 1002 км в час - на 402 км в час быстрее, чем у Mark V Spitfire. Несмотря на то, что мощный двигатель допускал еще более высокие скорости, это создавало проблемы со стабильностью, поэтому были сделаны дальнейшие модификации для большей безопасности во время высокоскоростных полетов.
Ракетоплан
Me163 начинался как адаптированная версия исследовательского планера DFS 194. Конструкторы добавили ракетный двигатель Walter, работающий на двух жидкостях, которые воспламеняются при смешивании.
Контролируя бурную реакцию, возникшую в результате их смешивания, ракета в оригинальном прототипе произвела около 400 кг тяги. По мере улучшения ракеты эта тяга была почти удвоена, что значительно увеличило скорость Me163.
Из-за своего происхождения в качестве планера, Me163 не имел фиксированной ходовой части. Вместо этого он взлетал с помощью колесной тележки, которую он оставлял на земле. Чтобы приземлиться, он использовал пружинный полоз.
Из-за его необычных механизмов и летучего топлива взлеты и посадки Me163 были очень опасными. Процент несчастных случаев с Me163, пострадавших при посадке, был довольно высоким, но все же ниже, чем у наиболее распространенных истребителей Мессершмитта - Bf109.
Высокая скорость боя
Me163 Komet впервые вступил в бой 28 июля 1944 года. Шесть истребителей перехватили группу Летающих Крепостей ВВС Соединенных Штатов по пути на нефтеперерабатывающие заводы в Лейне-Мерзебурге. Попытка справиться с американскими самолетами оказалась неэффективной, так как было трудно направить против них пушки Me163.
Главной причиной этого была невероятная скорость, с которой двигался Komet. Приближаясь так быстро, у пилота было только трехсекундное окно, чтобы обстрелять врага, прежде чем он пролетал мимо.
Чтобы преодолеть эту проблему, пилоты Komet разработали новый подход к перехвату союзных бомбардировщиков. Они взлетали над ними на высокой скорости, затем спускались вниз, планируя в атаку.
В то время как пилоты Me163 прекрасно понимали свои ограничения, картина выглядела по-другому на другой стороне неба. Невероятная скорость, тяжелая пушка и внезапные атаки Me163 наводили страх на пилотов бомбардировщиков союзников. Казалось, что их атаковал самолет из далекого будущего.
Необычное оружие
Один из способов, с помощью которого немецкие инженеры пытались сделать Me163 более эффективным, состоял в том, чтобы оснастить ему новым и необычным оружием - SG 500 Jagdfaust («истребитель»). Оно состояло из десяти стреляющих трубок, по пять в основе каждого крыла.
Каждая трубка была направлена вверх и содержала 50-миллиметровый снаряд. Фотоэлектрическая ячейка обнаруживала тень другого самолета, проходящего над головой, и запускала оружие, одновременно выстреливая из всех десяти трубок.
Чтобы использовать это оружие, Me163 должен были лететь под вражеским самолетом. Он доказал свой потенциал в апреле 1945 года, когда Me163 уничтожил Летающую крепость B-17 с использованием Jagdfaust.
Неудовлетворенный потенциал
В 1943 году Германия предоставила японцам права на производство собственной версии Me163. Планы были отправлены в Японию на двух подводных лодках, но одна из них была потоплена по дороге. Оставшись с неполными схемами, японцы все же смогли изготовить прототипы, но не смогли привести их в действие до окончания войны.
В Германию Me163 прибыл слишком поздно, чтобы полностью реализовать свой потенциал. К тому времени, когда Jagdfaust превратил его в эффективную машину, война почти закончилась. 300 Me163, которые поступили на вооружение уничтожили только девять бомбардировщиков.
Хотя это был самый фантастический самолет войны, Me163 в конечном счете не был самым эффективным.
Жмите палец вверх, если статья понравилась.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.