В Центробанке России разъяснили «антиотмывочный закон 115-ФЗ», по причине появления которого полмиллиона физических лиц и компаний оказались в «черном списке» отрезанных от банковской системы.
Имеет ли права россиянин выяснить причину отказа банка от проведения какой-либо из услуг?
Да, право на выяснение причин отказа банка в проведении какой-либо операции или в заключении договора на обслуживание есть. Однако сотрудники банка не обязаны объяснять эту причину. В этой связи в ЦБ было принято решение не вносить поправок в сам закон, а обойтись одним только разъяснительным письмом, но даже он не накладывает на банки конкретных обязательств.
В ЦБ РФ напоминают: в соответствии с абзацем 4 ст. 4 115-ФЗ устанавливается запрет на информирование клиентов и иных лиц о том, какие принимаются меры противодействия легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
В каких случаях допускается раскрытие клиенту информации о подобных мерах?
Любой россиянин имеет право быть проинформирован о причинах отказа. Банк обязан в своем письме сообщить о причинах отказа в предоставлении каких-либо услуг в соответствии с установленным ими же порядком. Это и позволяет банкам подходить к данной обязанности формально, используя общие фразы о нарушении закона 115-ФЗ или объяснить отказ сомнительностью операций. Центробанк пытается создать ощущение отсутствия проблем с «черными списками» отказников, решая все вопросы с помощью простых разъяснительных писем. Однако необходимо помнить, что «письмо не является законом, оно и вовсе не обязательно для применения».
Кроме того, в отличие от закона письмо никак не помогает защитить интересы клиентов российских банков, которые попали в список ошибочно.
Кто может оказаться в «черном списке»?
Центробанк занимается рассылкой банкам «черных списков» отказников с июня 2017 года. В этот список может попасть любой клиент, получивший от банка отказ в обслуживании или проведении операций, в связи с возникшим подозрением в нарушении антиотмывочного закона. На данный момент список включает порядка полумиллиона физических и юрлиц, которые фактически лишены доступа к банковским услугам.
Что делать, в случае попадания в «черный список» по ошибке?
Создание так называемых «черных списков» сразу вызвало массовые протесты. Весной этого года в России ввели применение специального механизма двухуровневой реабилитации банковских клиентов, которые попали в список ошибочно. Сначала клиенту предлагается оправдаться перед банком, а после – обратиться за рассмотрением своего случая к специалистам межведомственной комиссии.
Если проанализировать процент рассмотрений дел в этой комиссии, выясняется, что де-факто она не работает: из 368 обращений, направленных комиссии с начала 2018 года, Центробанком были удовлетворены только 7. В 8 случаях регулятор ответил отказом, а остальные 353 запроса. Это инструмент оказался нерабочим.
Подпишись на канал и ты будешь знать ещё больше.
Читать по теме:
Кредитная история - что это такое и как её узнать бесплатно в Интернете?
Как взять новый кредит, чтобы погасить старые? - работающие советы