НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Отдать власть на местах и оставить налоги: как реанимировать депрессивные белорусские регионы.
Все белорусские регионы, кроме Минска и Минской области, имеют более низкий доход на душу населения, чем можно ожидать, исходя из их уровня человеческого развития, показали результаты исследования «Конкурентоспособность регионов Беларуси в 2017–2018 гг. От базовых факторов к эффективности рынков».
Источник: Исследование «Конкурентоспособность регионов Беларуси в 2017–2018 гг. От базовых факторов к эффективности рынков»
Беларусь, по последним данным ООН, находится на 53-м месте в рейтинге человеческого развития. Однако в столице его уровень намного выше, чем в регионах, в силу разных причин: от эффективности работы рынков до более выгодных условий для некоторых секторов экономики.
— В Минске выше уровень развития финансового рынка, гораздо больше возможностей и для работников, и для работодателей. Это связано с качеством образования, размером рынка, технологической готовностью, которая в столице выше, благодаря созданному здесь Парку высоких технологий и другим точкам притяжения, — объясняет директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Между Минском и областями существует довольно серьезный разрыв. В 2017 году следующий за столицей регион отставал от нее по уровню валового регионального продукта на душу населения почти на 30%, по уровню зарплаты – более чем на 40%, а уровень бедности во втором после Минска регионе был в 3 раза выше. Это существенная причина, которая приводит к вымыванию человеческих ресурсов и капитала из регионов в столицу.
Для экономического роста предстоит повышать эффективность распределения ресурсов и работы рынков. Уже сейчас Минск стал единственным белорусским центром притяжения для бизнеса, особенно высокотехнологичного, и для работников. Остаются предпосылки для того, чтобы существующие диспропорции углублялись, отмечает эксперт.
Бездействие толкает бизнес в столицу или в Россию
Такой серьезный разрыв по многим параметрам ставит большие задачи для общестрановой политики. Например, везде бизнес отмечает проблему с конкуренцией и неравные условия для государственных и частных предприятий, есть вопросы к качеству институтов, судебной системе, неоднозначной трактовке законодательства и его изменчивости. Важно, чтобы власти больше работали в направлении создания равных условий для бизнеса в целом, развития финансового рынка, не ограничиваясь столицей, реформировали системы образования и переподготовки, поддержки малого бизнеса.
Есть вызов и для региональной политики. Поездки по регионам в рамках региональных консультаций Кастрычніцкага эканамічнага форума KEF-2018 показали, что бизнес в провинции посматривает в сторону российских центров притяжения, где некоторым белорусским бизнесменам предлагают лучшие условия, чем на родине. Есть и те, кто уже перебрался в Брянск или Смоленск.
— Вопрос в том, как придать регионам привлекательность в глазах бизнеса и людей, которые там живут, и сделать так, чтобы уровень человеческого развития не стал ухудшаться. Без работы над этим может оказаться недостаточно ресурсов, чтобы сохранять качество инфраструктуры и достигнутый уровень человеческого развития, — подчеркивает глава Исследовательского центра ИПМ.
Из-за закрытости растет недоверие к власти
Исследование показало, как действия властей и отсутствие коммуникации с обществом подрывают заработанное доверие.
— Брестская область, например, со второго места опустилась на четвертое, без видимых с точки зрения статистических показателей причин, а за счет ухудшения оценок ситуации со стороны бизнеса. Это может быть связано с протестами против строительства аккумуляторного завода, отсутствием взаимопонимания между обществом и властью по этому вопросу, — говорит эксперт.
В итоге ухудшились оценки бизнеса по качеству экологии, здоровья и по другим показателям.
— У меня нет твердых подтверждений, что это действительно так, но похоже, что ситуация повлияла на ощущения бизнесом обстановки в регионе. Когда общество и бизнес не получают достаточно информации со стороны органов власти, возникает недоверие в силу появившейся неопределенности и люди начинают вести себя, исходя из худших вариантов развития событий, — комментирует Александр Чубрик.
В некоторых регионах уровень недоверия к решениям центральных органов власти по экономическим вопросам довольно существенный из-за накопленного багажа непоследовательной политики.
— Без грамотной коммуникационной политики, получить это доверие будет крайне сложно. Мы видим бòльшую открытость на уровне центральных органов госуправления, а на уровне местных органов власти хоть есть обратная связь, но коммуникацию сдерживает привычка обо всем спрашивать центр и перестраховываться, — говорит экономист.
Эксперименты как рецепт для роста локальных экономик
Одна из ключевых проблем регионов — это рабочие места. Причем проблема эта циклична. Любой средний инвестор, захотев открыть производство в небольшом районе, не найдет там достаточное количество работников, а для развития малого бизнеса размер локального рынка слишком мал.
Выход из этого порочного круга эксперт видит в создании системы содействия занятости в связке с существующей системой поддержки малого предпринимательства, чтобы получилась в итоге хотя бы одна работающая служба.
В поисках решений можно отрабатывать пилотные проекты в отдельных регионах.
Например, решение вопросов пенсионной системы сопряжено с изменением подхода к образованию на протяжении вей жизни — чтобы потеряв работу в 50-55 лет, человек, имея достаточную квалификацию, мог вернуться на рынок труда.
— Важна и система долгосрочного ухода за пожилыми людьми. Все это отражается и на качестве рабочей силы – мы должны осознать, что люди в возрасте 60+ должны будут генерировать немаленькую часть ВВП и экономической активности. В Гродно уже есть организации гражданского общества, которые занимаются дополнительным образованием пожилых. С ними можно работать, чтобы потом масштабировать опыт на всю страну, — предлагает экономист.
С помощью пилотных проектов можно искать пути реформирования госпредприятий, которые уже невозможно просто взять и приватизировать. Но в разных регионах можно пробовать разные модели их реформирования, где-то их реструктурировать, разукрупнять, создавать кластеры, продавать части собственности.
Тестировать можно и формы местного самоуправления. Отдать, например, на самоуправление самые депрессивные регионы — не назначать местную вертикаль, а позволить людям ее выбрать. Вместе с этим попробовать оставить все собранные в регионе налоги. Уже этот набор шагов может стать толчком для роста.
Как раз пилотные проекты в регионах, с учетом их специфики и интересов, могут стать реальным решением для многих местных задач, выбора действий на республиканском уровне и для сокращения разрыва между столицей и областями, считает Александр Чубрик.
Безнадега точка бай, или Что мы знаем о трех районах Беларуси, где очень мало платят