Найти тему
Metahype:

Трилогия <Project Itoh>: 3 фильма по романам лучшего фантаста Японии

Оглавление

Проект Ито - это псевдоним современного японского писателя-фантаста Сатоси Ито. К великому сожалению этот автор ушел очень рано, он умер в 2009 году возрасте 34 лет, от рака. Но то, что успел сделать оказалось достаточно, чтобы считаться лучшим писателем-фантастом Японии и даже если судить по экранизациям, в этом нет никаких сомнений. Трилогия Проект Ито, посвященная его памяти, это полнометражные аниме-экранизации трех романов, которые он успел написать: Орган геноцида, Гармония и Империя трупов. Несмотря на всю разность времен, сеттингов и сюжетов это не просто антология; все три фильма располагаются на одной умозрительной временной шкале автора, от прошлого (Империя Трупов), через почти настоящее (Орган геноцида ) до глубокого будущего (Гармония), объединенные сквозными темами. Последняя часть трилогии, Орган геноцида, по дебютному роману Ито, вышла в прошлом году, с нее и начнем.

Орган Геноцида, (Gyakusatsu Kikan), 2017

2020 год. После того как террористы взорвали в Сараево самодельную атомную бомбу, Западный мир окончательно превратился в добровольный цифровой ГУЛАГ, где не существует прайваси для граждан. В странах третьего мира все по-прежнему - нищета и бесправие. И становится только хуже - в последнее время там прокатилась волна массовых убийств и гражданских войн. И все это разведка связывает с деятельностью Джона Пола, в прошлом засекреченным военным лингвистом армии США. Главный герой, офицер спецназа США, Клэвис Шэперд преследует его в Грузии, Чехии, Индии, Африке во всех странах, которые уничтожил Джон Пол. Шэперд универсальный солдат с филологическим образованием и выключенной совестью, его сознание изменено наноботами и психологическими практиками, он никогда не сомневается, когда надо нажать на курок.

-2

Вокруг этого фильма вьются как мухи фанаты серии Metal Gear Solid, это неудивительно - Хидео Кодзима и Проект Ито были друзьями, Ито написал литературную адаптацию второй части, и после его смерти Кодзима хотел всю серию посвятить его памяти. Однако, назвать Орган Геноцида футуристическим боевиком в духе Metal Gear Solid значит вводить в заблуждение. Да, там есть шикарные боевые сцены, где американские солдаты будущего высокотехнологично крошат в кровавую кашу дикарей с калашами. Но процент экшена там не такой уж большой. Героям надо обсудить то Кафку, то особенности чешского языка, то гипотезу Сепира — Уорфа, то порассуждать о сути свободы в surveillance state . В основе сюжета лежит интересная лингвистическая гипотеза о природе насилия, а в конце вас ждет отличный психологический выверт. Это лучшая экранизация из всех, никаких претензий, разве что рисовка слишком обыденная, без изюминки.

Гармония (<Harmony/>), 2015

<Harmony/> - главный роман Проекта Ито, он закончил его умирая в больнице, и за который получил, посмертно, премию имени Филипа Дика.

После серии общемировых катастроф, к власти в просвещенном мире пришли врачи. Дословно, admedistration. Теперь все подчинено заботе о здоровье человека и общества. У каждого гражданина вживлен имплант WatchMe который регулирует все аспекты жизни человека от метаболизма до социальной жизни. Наш любимый цифровой гражданский рейтинг прилагается. Каждый WatchMe подключен к персональному медпункту, который создает индивидуальные лекарства. Люди перестали стареть, нет горя, страха, преступности. Япония живет в утопии.

Туан, инспектор ВОЗ, мрачная девица, ненавидящая свою страну и предпочитающая работать на периферии, в странах третьего мира, где подобные ей воспринимаются уже почти как боги. Причина мрачности Туан трагедия, которую она пережила в юности. В школе она дружила с двумя девочками, Миаха, одна из них, была ее первой любовью.

Миаха умная и злая. Миаха распечатывает книги, переплетает и читает исключительно в таком виде. Усыновленная японцами, она родом из Чечни, где все идет и идет война. Миаха не видит себя в этом мире, используя аргументацию, с которой невольно соглашаешься. Она подбивает своих подруг на самоубийство, перед совершеннолетием, когда их импланты окончательно подключат к системе. Но это удается только Миахе. По возвращению Туан в Японию по стране прокатывается волна спонтанных суицидов. Кто-то взломал систему и ставит ультиматум - своя жизнь в обмен на другую. Утопия превращается в хаос. И все это как-то связано с Миахой.

-5

Кино депрессивное, тягучее, расследование Туан перемежается флешбеками в ее юность с Миахой. Экранизация неплохая, даже обыгран псевдо html-код, который использовал в тексте Проект Ито. Мне нравится стиль студии 4°C , но в аниме используется трехмерная графика, которая выглядит как компромисс из-за ограниченного бюджета. Кроме того мне не очень понравился дизайн, для такой жизненной истории, он какой-то избыточно-футуристичный. Но это уже дело вкуса.

Роман, конечно, надо было переводить на русский, еще когда был хайп. Сейчас, возможно, время упущено. Миаха, как персонаж, только и делает, что пропагандирует суицид среди несовершеннолетних. И я не знаю, можно ли примирить этот роман с нашим шизофреничным законодательством. Гармонию и на Западе упрекали в неполиткорректности, "должны же быть какие-то рамки". А ведь там еще чеченская тема, в неудобном ключе. Зверства российских войск, изнасилованные дети. Я почти уверен, что прототип Миахи это Эльза Кунгаева. Надо иметь определенную смелость, сейчас его издать. Понятно, что на литературу всем плевать, но захочет ли кто-то подставляться из-за романа, на котором и денег-то у нас не заработаешь, слишком умный? Так что читайте на английском. Впрочем, ничего нового.

Империя Трупов (Shisha no Teikoku), 2015

К просмотру надо подходить аккуратно - я смотрел Империю Трупов в переводе, чудовищность которого поражала воображение не хуже идей Ито. А когда плохой перевод накладывается на общую рваность повествования (события в фильме просто несутся галопом, почти без подсказок, почти без пауз на объяснение мотивации, до самой галлюциногенной концовки), то без Википедии понять, что происходит практически невозможно. Так что тут надо искать версию с субтитрами, и, желательно, английскими. В целом, Империя Трупов это замысловатый фанфик на Франкенштейна, Мэри Шелли. Англия, семидесятые года 19 века. После экспериментов Виктора Франкенштейна технология оживления трупов, что называется, в шагнула народ. И вот уже мертвецы основа экономики Британии, да и всего мира. Они слуги, рабочие, все войны ведутся исключительно мертвыми солдатами. У мертвецов нет души, они биороботы, немые автоматы и их оживлением занимаются трупные инженеры. После оживления труп программируется на функции устройством necrounit, этакий вариант разностной машины на перфокартах, . Через некроюнит в мертвецов инсталлируется necroware - искусственная душа, программирующая их функции на языке мертвых. Как язык программирования - некрософт можно апгредить. В том числе и по воздуху. Все мертвецы обладают беспроводным подключением через некую Мелодию к механическому суперкомпьютеру правительства, в Англии он называется Беббидж и установлен в Тауере.

-6

Однако Виктор Франкенштейн смог тогда сделать то, что никому сейчас не под силу - он создал мертвеца с настоящей душой. Разумного, с собственной волей. Но он уничтожил результаты своих исследований, а его творение, Первый, пропал. Главного героя зовут Джон Ватсон. Этот талантливый трупный инженер оживляет своего рано умершего друга и одержим идеей повторить успех Франкенштейна и дать другу вторую жизнь. Найти тот самый 21 грамм души, на которые легчает тело после смерти и которые обнаружил Франкенштейн. Но пока его Пятница просто зомби-секретарь, который ходит и все за ним записывает. Ватсон оживил Пятницу используя незаконный некрософт и английская разведка делает ему предложение от которого невозможно отказаться - либо он садится в тюрьму, любо едет в Афганистан, чтобы отыскать записки Франкенштейна. В мире, где все держится на трупах, все правительства кровно заинтересованы в новых технологиях оживления. В Афганистане скрывается беглый русский трупный инженер Александр Федорович Карамазов, у которого, по слухам, есть копия Меморандума Франкенштейна. Ватсон с Пятницей, в компании с офицером разведки Фредериком Барнаби и двойным русским агентом Николаем Красовкиным едут в Афганистан, на поиски. Но Меморандум ищут не только они, но и сам Первый, монстр Франкенштейна, и американцы, да и в самой английской разведке все не так однозначно. И дальше все в таком духе, за 80 дней вокруг света - будет еще механический андроид Томаса Эдиссона, подлодка Наутилус, японская химическая компания из фильмов о Джеймсе Бонде, президент Грант и прочий постмодернистский шабаш. В конце-концов все это приводит к уже неиллюзорному зомби-апокалипсису.

-7

Надо сказать, что до взрывающихся зомби, которые собственный жир метаболируют во взрывчатку не додумался даже Роберт Киркман, хотя казалось бы этот мужик выжал живых мертвецов досуха. Империю Трупов Ито писал в соавторстве и здесь явно был замах на стимпанковскую эпопею - после финальных титров Ватсон бегает по Лондону уже с Холмсом. Кинематографически, эта картина самая слабая в трилогии, при том, что рисовка отменная. Режиссер слишком увлекся визуалом, в ущерб сюжету, который есть, и хороший, но очень трудно считается в такой подаче, картина просто разваливается на эпизоды.

Эпилог

При всей разности материла, все фильмы об одном и том же. Везде геноцид, массовые убийства, расслоение общества и попытка построить утопию на костях. Ито очень занимала проблематика сознания и языка. Даже сейчас, нет-нет да и можно напороться на дискуссию взрослых людей с высшим образованием о том, как язык определяет мышление. Вот уже даже аниме вам сняли, где развенчивается эта фашистская гипотеза, но нет. Это очень живучий предрассудок. У Ито язык определяет мышление только для живых мертвецов, которые мыслят так, как им велит некрософт. Во всех фильмах есть рассуждения на литературно-лингвистические темы. Но пожалуй главная его тема это феномен человеческой воли. Почему человек делает то, что делает? И раз за разом Ито приходит к мысли, что построение счастливого общества возможно только при полном отказе от собственного "Я". И раз за разом герои восстают против этого, таким образом показывая, что выхода, собственно, нет.

Проект Ито это фантастика высшей пробы где "твердость" научных идей сочетается с так любимой на Руси моральностью и литературностью. Эта трилогия, не смотря на все огрехи, именно то, за что мы все и любим аниме. Когда одновременно услада для глаз, пища для мозга и дух захватывает от творческой смелости. Ну и, знаете, слова: "я защищаю мир, в котором можно выкинуть недоеденный гамбургер в мусорку" или "там убивают пули, а здесь убивает добро" останутся со мной надолго. И спасибо за это.