Найти в Дзене

«Идиот». братья Урюковы и Л. Пархоменко

                                                             Н. Крюков
Н. Крюков

Прочтя заголовок, многие подумают, кого автор имел в виду, и идиот, вообще-то говоря, кто? Что ж, поясню. «Идиот»–это совершенно потрясающий фильм И. Пырьева (1958), который смотрел десятки раз, а названные персонажи имеют к нему непосредственное отношение. А я, глядя по ТВ его в очередной раз, впервые, наверное, почувствовал, как с драматизмом происходящих событий гармонично сочетаются такты и столь же потрясающей музыки, и подумал: а автор-то кто? Может, судя по драматизму, Д. Шостакович, Т. Хренииков, Б. Мокроусов? Ну не И. Дунаевский же, или М. Блантер с Н. Богословским–слишком тяжела такая музыка для них. Однако когда автора нашел, понял, что фамилию его вижу для себя в первый раз, и стало очень стыдно: такая музыка, и такое незнание!

А фамилия композитора Петров Николай Николаевич, дважды за свои произведения лауреат Сталинской премии первой степени. И был у него еще и брат–тоже композитор, Владимир Николаевич, которого точно также я (впрочем, только ли?) тоже не знал, и стало стыдно вдвойне: такие братья–и ничего не знать! И потому о братьях таких–подробнее. Николай, более продуктивный, хотя и младший, родился 2 февраля 1906г. в Москве. В 1932 г. окончил Московский областной музыкальный техникум по классу композиции у С. Н. Василенко и А. В. Александрова (того самого автора Гимна и «Священной войны»). В 1930 -1931гг.–редактор Всесоюзного радио, а с 1931 г.–музыкальный руководитель студии «Мосфильм», и наибольшую известность получили его работы над музыкой к кинофильмам. 5 апреля 1961г., в возрасте 55 лет, он скончался и похоронен на Ваганьковском кладбище, а брат Владимир Николаевич родился 22 июля 1902г. в Москве. В 1925г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я Мясковского, в 1930 -1931 (вместе с братом) тоже редактор Всесоюзного радио, а в 1933 -1935гг. заведовал музыкальной частью Театра Революции.

В 1949 -1950гг. – директор Московской филармонии, в 1950 -1951гг. снова редактор Всесоюзного радио, а в 1957 -1959гг заведующий кафедрой композиции Института им. Гнесиных. 14 июня 1960г., в возрасте 58 лет, скончался и похоронен в Старой Рузе (Моск. обл), и, как видите, оба брата не были долгожителями (55 и 58 лет). Потому, наверное, для многих уже не остались и в памяти. А написали они, правда, в несколько разных жанрах, следующее. Николай, начиная еще с 1925г. («Броненосец «Потемкин») написал музыку аж к 48 фильмам (последний, 1960г., «Девушка Тянь-Шаня)–и каким! «Летчики» (1935), «Мы из Кронштадта» (1936), «Подкидыш» и «Ленин в 1918 году» (1939). «Парень из нашего города» и «Оборона Царицына» (1942), «Жди меня» (1943), после чего 14.04.1944 был награжден орденом «Знаком Почета». Далее «Крейсер «Варяг» и «Адмирал Нахимов» (1946), за который первая Сталинская премия, и вторая (1947) за «Сказание о земле Сибирской».

                                                           Л. Пархоменко
Л. Пархоменко

«Повесть о настоящем человеке» (1948), «Герои Шипки» (1954), «Попрыгунья» (1955), «Сорок первый» (1956), «Огненные версты» (1957). И, наконец, тот самый, так меня потрясший «Идиот» (1958). Остальные фильмы перечислять не буду, добавлю только, что сочинены были еще две симфонии (1936 и 1955гг.), четыре сюиты (1933,1938, 1943, 1952), кантатабылина, музыка для квартета, романсы и детские песни. А Владимир написал 4 оперы: «Король на площади» (по А. Блоку,1925), «Станционный смотритель» (1940), «Дмитрий Донской» (1947), «Разлом» (по Б. Лавреневу, 1948). Музыкальную комедию «Лев Гурыч Синичкин» (1945), симфонию-рапсодию, две национальных рапсодии, три поэмы и два концерта для оркестра, а также пьесы для фортепиано и музыка к драм. спектаклям. И, что, не совестно таких братьев Крюковых практически, не знать и не помнить? Наверное, стыдно, и потому, давайте, теперь поминать их–своим трудом музыкальным они заслужили это.

Как заслужил того и Парфен Рогожин из того же самого потрясающего «Идиота». Да, в нем совершенно потрясающе, гениально, играли Юлия Борисова и Юрий Яковлев, но Леонид Пархоменко в проявлении яростей своих страстей им ничуть не уступал. Все троица эта: Настасья Филипповна, князь Мышкин и неистовый Парфен играла фантастически, и кто такой Леонид Пархоменко вспомнили теперь, наверное, все. Хотя, какой выдалась ему еще более скоротечная его судьба–не знает никто. А родился Пархоменко Леонид Ильич 14 июня 1930 г. в Краматорске (Донецкая обл.). В 1955г. окончил ВГИК (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и снялся в первом фильме «Вольница». С 1956г. актер Киевской киностудии им. А. Довженко, и, как актер огромного дарования, из тех, кого называют «самородками», кометой помчался дальше. «Иван Франко», «Полюшко-поле» и «Павел Корчагин» в 1956г. «Поединок» и «Неповторимая весна» (1957), а после Парфена о нем заговорили все.

Далее «Поэма о море», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» («Хождение по мукам», Алексей Красильников) в 1958-59гг. «Хлеб и розы», и «Жеребенок» (главная роль–командир эскадрона) в 1960, и, казалось, ждет блестящая карьера. Однако из-за типажности Пархоменко стали все более предлагать небольшие, причем, в основном, «бандитские» роли, что, во-первых. А во-вторых, еще на заре своей киношной карьеры он пристрастился к спиртному, и так и пошло. «Казаки» (1961), «Никогда» (1962), «Сотрудник ЧК» (1964; бандит Сева), «Донская повесть» (казак), «Ко мне, Мухтар!» (бандит Фролов, причем Леонид чуть не погиб от зубов пса), «Товарищ Арсений» (провокатор) (1965). В 1967г. «И никто другой» и «Неуловимые мстители» (трактирщик Корней), и на волне невостребованности судьба Пархоменко стала двигаться к своему трагическому концу.

После «трактирщика» его выбросили из профессии, осенью 1969г. за тунеядство он был на год тюремного заключения осужден. А, вернувшись на свободу, прожил–дотащился чуть больше четырех своих лет, и 13 января 1975г. «неистового Парфена», но резко сдавшего актера Леонида Пархоменко не стало. О смерти ни одно средство массовой информации не сообщило, и так закончилась его судьба. Похоронен на Хованском кладбище. И сегодня, спустя уже много лет, помянуть-таки, нужно и его. След он свой, пусть и не всегда положительный, но, все-таки, яркий и незабываемый, оставил. Вот такие разные выпали судьбы тем, кто к тому незабываемому «Идиоту» имел отношение. Память им всем!

ГЕННАДИЙ ТУРЕЦКИЙ