Найти тему
The Edinorog

Роботы захватывают HR-индустрию. Будущее уже рядом

Оглавление

Мало того, что роботы уже могут общаться с вами по телефону, и их сложно отличить от человека. Так скоро они смогут распознавать ваши эмоции на видео во время собеседования

Photo by Drew Graham on Unsplash
Photo by Drew Graham on Unsplash

Немного истории: еще 50-е годы прошлого века, когда начали развиваться компьютеры, люди задались вопросом: «А как бы мне сравнить, может ли компьютер заменить человека?». Тогда, собственно, и родился известный тест Тьюринга. В эру бурного развития искусственного интеллекта вопрос как никогда актуальный. В некоторых сферах робота уже трудно отличить от человека. Особенно интересно наблюдать, как искусственный интеллект захватывает рынок HR, где как раз важно общение с человеком. Операционный директор компании Stafory Дмитрий Киселёв на форуме «Открытые инновации» рассказал об их роботе Вере и том, как HR-tech «жжет».

Пункт первый. О прогрессе искусственного интеллекта

Сейчас робот Вера — так в Stafory называют искусственный интеллект, который общается с соискателями — уже умеет распознавать речь, синтезирует ее, обрабатывает запросы на естественном языке. То есть вполне способна заменить человека в телефонном разговоре. Как рассказывает Киселев, сейчас Stafory учит «Веру» поддерживать живой разговор, а не просто следовать прописанному рекрутером алгоритмы. Искусственный интеллект может отвечать на вопросы о зарплате, времени отдыха и другие. Причем, вопросы могут задаваться в разных формах, это не обязательно должен быть четко сформулировано в понятном всем предложении. Например, вопрос «Чё по деньгам?» искусственный интеллект распознает как вопрос о зарплате и даст на него ответ.

Что дальше? По словам Киселева, Stafory планирует развивать технологию компьютерного зрения для оценки соискателей и сотрудников. Можно будет проводить видеоинтервью и на них распознавать эмоции человека, что даст еще больше информации о нем. Технологически это возможно реализовать. Как пояснил Киселев, для этого Stafory использует сверточную нейронную сеть (CNN - convolutional neural network). Сравнивая расстояния между определенными точками на лице говорящего с данными нейронной сети, можно получить полную картину того, какие эмоции были проявлены в ходе диалога и каких было больше.

Пункт второй. О доверии к роботам

Киселев рассказал интересную особенность: многие люди намного охотнее общаются с роботом в ситуации, когда они покидают работу. В архиве компании уже есть много записей таких звонков. Одна из них привела к небольшому конфликту в компании, которая тестировала программу. В телефонном разговоре сотрудники сообщили, что им уже два года не выдают форму, и они ходят в одной форме, меняясь друг с другом. Когда это прозвучало на совещании у руководства этой компании, сразу же вызвали ответственного за снабжение, были приняты соответствующие меры. То есть, человек человеку редко скажет о том, что его беспокоит, по разным причинам. С роботом люди не чувствуют такой проблемы и общаются более естественно и правдиво.

Еще Stafory использует разные голоса для своего искусственного интеллекта, чтобы повысить доверие. В сервисе можно использовать 3 женских варианта голоса и 2 мужских. Например, компания Coca-Cola HBC для поиска сотрудников использовала и женский, и мужской голос, которого назвали Андреем. Вместо они за 9 месяцев обзвонили 5000 соискателей. Разные голоса использовались для расширения целевых аудиторий, и эксперимент показал, что доверие возросло со стороны обоих полов.

Пункт третий. Корпорации охотятся за проектами по искусственному интеллекту

Как рассказал Киселев, в ходе общения с крупными международными компаниями, в том числе с SAP, Amazon и Microsoft, отчетливо прослеживается один и тот же тренд: компании очень внимательно следят за инновационными решениями на рынке, предлагаемыми стартапами, подхватывают их, создают инфраструктуру и обеспечивают для них различные преференции (выгодные партнерства, акселерационные программы и т.д.). Вера в искусственный интеллект и правда большая. Например, в 2017 году компания IBM опросила 6000 топ-менеджеров. И 66% из них верят, что искусственный интеллект может сильно улучшить HR-сферу. Правда, Киселев обратил внимание на один нюанс: в России, к сожалению, на данном этапе пока нет тенденции к таким масштабным изменениям, но он уверен, что все еще впереди.