КАК УСТРОЕН РЫНОК?
Туры создает туроператор. Это огромная компания, имеющая огромные денежные резервы, получившая специальную лицензию на внутренний или внешний туризм. Что бы получить лицензию нужно выполнить ряд серьезных требований, то есть таких компаний на рынке весьма ограниченное количество. Когда одна из них неожиданно разоряется – телеканалы начинают пестрить новостями про тысячи брошенных в заграничных аэропортах граждан и про Ростуризм, который чуть ли не самолетами МЧС вывозит людей.
Перелет
Тур операторы могут иметь свою собственную авиакомпанию и осуществлять перевозки самостоятельно, или покупают билеты на регулярные или на чартерные рейсы существующих авиакомпаний. Регулярные рейсы обычно выполняются Аэрофлотом и национальными авиакомпаниями вроде тайских авиалиний, турецких авиалиний. Как правило билеты на регулярные рейсы стоят дорого или существуют трудности с их покупкой и бронированием, поэтому туроператорам выгоднее организовывать чартерные рейсы самостоятельно или совместно с другими туроператорами.
В высокий сезон отпусков, организуется огромное количество чартерных рейсов по курортным направлениям. Большие туроператоры выкупают борты полностью, договариваясь с авиакомпанией и составляя расписание на весь сезон. Авиакомпании выгодно получить сразу большой заказ и гарантированную оплату. Не важно полетит ли самолет полным или пустым – авиакомпания получит фиксированное вознаграждение, за счет этого цена одного билета ниже, а риски не заполнить весь самолет берет на себя туроператор. Туроператоры поменьше выкупают блоки мест на самолетах, прогнозируя спрос. Если у туроператора кончатся билеты на самолет, но будут туристы желающие отправиться в путешествие – туроператор не сможет продавать путевки и недополучит прибыль. Если же наоборот, останутся не проданные билеты – он понесет потери, поскольку билеты уже оплачены.
Трансфер
Трансфер обеспечивается иностранным представительством туроператора или их партнерами. Фирменные автобусы или минибасы, похожие на наши маршрутки ждут на стоянке аэропорта и развозят всех по отелям. С этим все понятно.
Отели
С отелями примерно так же как с авиакомпаниями. Есть независимые отели, снять там номер может кто угодно. В таком случае туроператор просто делает бронь от своего имени по заказу туриста. Некоторые отели бывают эксклюзивными – они работают только с одним туроператором. То есть они подписали договор о сотрудничестве, на известных только сторонам условиях. Возможно туроператор гарантирует определенную заполняемость номеров, а взамен получает более низкую цену. Такое соглашение действует обычно по выбранным странам, то есть ни один из других тур операторов России не сможет купить места в этом отеле, но туроператоры Германии например легко это сделают.
Опять же, как правило, такие отели преподают как суперэксклюзивные и продают путевки в них по очень дорогой цене. Иногда туроператор просто заранее выкупает квоту мест в отеле, гарантируя себе наперед места в дорогих или дешевых отелях, которые как он уверен, все равно будут проданы. Поскольку туроператоры конкурируют за места в лучших отелях они вынуждены брать на себя большие риски, поскольку хороший отель быстрее подпишет контракт с тем туроператором, который купит большее количество мест за большую цену.
Медицинская страховка:
По общим туристическим правилам рассчитывается по тарифу: доллар в день. По законам РФ, при покупке тура каждый турист должен быть застрахован в обязательном порядке. В общем то с этим все понятно.
Туроператор:
Туроператоры за редким исключением не продают туры физическим лицам напрямую. Очень редко, когда в головном офисе выделяют одного менеджера на обслуживание физических лиц. Продажей туров занимаются турагентсва. Цена будет одинаковой и в агентстве и в офисе оператора.
Турагентство
Каждый кто, хоть раз летал за границу в Турцию там или Египет знает как происходит процесс покупки тура. Если у вас нет знакомых менеджеров, вы идете в ближайший к дому туристический офис, вас встречает менеджер, внимательно выслушивает, дает с полки каталог отелей с красивыми картинками и рекомендует некоторые из них. Обычно процесс продажи тура строиться «От отеля». И естественно, сначала предлагаются самые дорогие, а потом уже те которые попроще. При этом даже несмотря на то, что менеджеров регулярно возят в обзорные туры по всем отелям, на практике они бывали не больше чем в 2% процентах отелей и скорее всего менеджер будет рекомендовать вам один из этих отелей или просто будет перечитывать то же что написано в каталоге. Сейчас вместо печатного каталога могут показывать картинки прямо с интернет-сайта, где проще производить поиска по параметрам, но сути это не меняет.
Откуда появляются дешевые туры?
Вся отрасль – это рынок. В погоне за прибылью туроператоры берут на себя повышенные риски и скупают наперед авиабилеты и брони номеров. Если остаются не проданные варианты, в надежде окупить затраты или просто сократить потери туроператоры снижают цену настолько сильно, насколько много туристов им нужно.
Пять правил покупки самого дешевого тура
1) Самые низкие цены бывают по направлениям, где высока конкуренция. Именно поэтому всегда есть дешевые туры в Египет, Тунис, Турцию и Марокко, а в Бутан например дешевый тур не возможен в принципе, ибо там установлена государственная монополия на туризм и все цены фиксированны.
2) Самые низкие цены бывают в период нестабильности связанной с различными природными бедствиями. Каждый должен оценивать риски для себя. Хорошо зная, как работают журналисты, особенно на ТВ, смею утверждать, что события освещаются предвзято, а страсти искусственно раздуваются в погоне за высокими рейтингами. Когда на улицах Бангкока митинговали краснорубашечники, в курортных местах все было спокойно, цены на туры рухнули до 200 долларов, включая перелет, проживание и питание.
Аналогичная ситуация была во время наводнения в Таиланде, когда по телевизору вещали о затопленном аэропорте в Бангкоке, то никто не говорил, что это второстепенный запасной маленький аэропорт, в то время как международный аэропорт прекрасно функционировал и не был подтвержен никакой угрозе. То же самое касается низкого сезона. Летом в Таиланде божественно, хотя это и называют сезоном дождей, дождики идут раз в неделю по часу, а вот цены на все падают раза в два.
3) Самые низкие цены бывают на горящие туры с вылетом на следующий день. Чем ближе дата вылета – тем ниже цена.
Такие туры очень удобны тем, кто может улететь в отпуск в любое время. Но если даты отпуска строго фиксированы, ловить горящий тур до последнего момента – опасное занятие. Можно остаться дома, никто не гарантирует, что хорошее предложение появится.
4) Есть и обратная сторона – ранне бронирование. При покупке тура за полгода вперед туроператоры могут устанавливать очень низкую цену, гарантирую тем самым себе сокращение рисков и получая выгодные контракты с отелями и авиакомпаниями.
5) Отель нужно выбирать с низкой звездностью, три звезды. Не обязательно что он будет хуже пятизвездочного, но явно дешевле. Даже среди дешевых отелей можно выбрать отличный вариант благодаря интернет сайтам с отзывами. Помните о том, что всегда будет больше негативных отзывов – такова природа людей. Но если вы нашли пару положительных отзывов – смело берите отель.