Подойдя к указанному месту, Виталий не сразу понял, что происходит. Ещё издали он услышал крики, мат и набившие оскомину лозунги об Украине и её "героях". Подойдя ближе, он увидел несколько десятков человек, окружённых толпой беснующихся "патриотов". У многих в руках были биты, арматура или просто палки. Кто не нашёл и этого, "вооружались" камнями и комьями земли и метали их в безоружных митингующих, среди которых было много женщин, детей и стариков. Что ж, героизм каждый понимает по-своему.
Больше всего Виталия возмутило поведение милиции. Они пытались сдерживать только самых "героических" националистов, но разогнать их не пытались, и совершенно не мешали им забрасывать митингующих камнями. Потом кому-то в голову пришла "светлая" мысль закупиться в ближайшем магазинчике кое-чем поинтереснее. И вот в окружённых полетели яйца, помидоры и пакеты с мукой.
Пока Виталий пытался сообразить, чем он может помочь окружённым, один из патриотов, видимо находясь в трансе, приблизился к нему вплотную и, размахивая украинским флагом, заорал прямо в лицо: "Слава Украине!" Единственное, что смог сделать Виталий в этой ситуации, это со размаху вогнать хаму эти слова обратно. Хорошая спортивная подготовка и занятия боксом помогли уложить патриота с первого же удара. Но тут на него напали сзади, скрутили руки и, пригнув голову к земле, куда-то потащили.
Оказавшись в автозаке, Виталий понял, что это доблестная милиция решила пресечь беспорядки на улице и сочла его самым виноватым. Даже смешно стало.
Выглядывая в небольшое окошко с мутным, заляпанным стеклом, Виталий видел, как после долгих переговоров, "патриоты" решили, что их имидж героев не пострадает, если они выпустят из окружения женщин и детей. Милиция отвела освобождённых в сторону. Всё, происходившее там, было вне поля видимости Виталия. Но он слышал, как что-то бахнуло совсем рядом, раздались женские крики. Некоторые националисты, что-то крича наперебой, побежали в ту сторону. Уже позже Виталий узнал, что кто-то из радикалов решил прославить своё имя в веках, и в салон автобуса, в который милиционеры посадили выведенных из окружения женщин и детей, бросил дымовую шашку. Только чудом милиционерам удалось спасти задыхающихся людей.
Демоническая пляска бандеровцев продолжалась несколько часов. Они требовали, чтобы люди, собравшиеся на митинг, сожгли георгиевские ленточки, приколотые к их одежде и встали на колени. Решительный отказ митингующих доводил "патриотов" до бешенства, а осознание того, что "мне всё равно ничего не будет", подстёгивало на новые зверства. Например, когда милиции удалось вывести из окружения ещё нескольких людей и посадить их в автобус, бандеровцы подожгли его и долго никого не подпускали, чтобы "сепаратистам" не оказали помощь. В результате многие сторонники федерализации получили ожоги, а тот факт, что никто из них не погиб, Виталий принял за ещё одно чудо.
Этот эпизод в сознании Виталия стал яркой иллюстрацией к слову "непобедимые". Несколько десятков человек (впоследствии их будут называть "300 спартанцев"), не имея оружия, находясь в численном меньшинстве, несколько часов кряду терпели издевательства обезумевшей толпы националистов, но не выполнили ни одно из их требований.
На улице уже стемнело, когда дверь автозака открылась, и молодой милиционер сделал энергичный жест рукой, показывая, что Виталию нужно выйти.
- Уходи, - сказал правозащитник, - я не знаю, что здесь сейчас будет. Поэтому просто уходи.
Виталий отошёл на несколько десятков метров и остановился. В кармане запиликал телефон. Виталий достал его и прочёл СМС от парня из их группы: "Если есть, куда свалить - вали. Игорь нас сдал".