Поднимите руку те, кто знает, кто такие зыряне?
Вот и мы до этой встречи даже не слыхали о такой народности.
Это стойбище мы заметили еще издалека, а поскольку день клонился к закату и все уже устали, то заночевать решили по-соседству. Ну а первым делом, конечно, пошли поздороваться с хозяевами.
Я ожидала увидеть уже знакомых нам с зимней поездки ненцев - маленьких, темноволосых и смуглокожих, а нам навстречу вышли светловолосые, светлокожие, высокие люди.
После знакомства я набралась наглости и спросила, кто они по национальности.
- Мы зыряне! - ответила мне хозяйка стойбища
Первое, на что обратила внимание - одежда. Женщины стойбища в очень ярких платьях, которые шьют себе сами. Думаю, что вся цветовая гамма подбирается как контраст с приглушенными цветами тундры, ну а судя по крестику и иконке на груди они не баптисты, а православные христиане.
Коми (коми-зыряне, зыряне; коми коми-зыряна, коми морт, коми войтыр) — финно-угорский народ в России, коренное население Республики Коми.
В стойбище три чума, значит живут три семьи. В отличии от ненцев у зырян (и как потом выяснится и у хантов) есть спутниковые антенны, т.е. есть телевизоры. А вот телефонная связь и интернет будут только зимой, когда стойбище переместится ближе к цивилизации. Тут, в горах, никакая сотовая связь не работает.
Сейчас, пока каникулы, здесь много детей разного возраста. Скоро осень и школьников заберут в интернат, с родителями останутся только самые младшие.
Чужие здесь бывают нечасто, потому в отличии от взрослых, детвора смотрит на нас немного испуганно, но потом привыкают и перестают обращать внимание
Мы не стали сильно надоедать хозяевам своим присутствием (я очень надеялась зайти к ним утром следующего дня, но не сложилось) и пошли к оленям.
Северные олени сейчас потрясающе красивы. В отличии от зимы по осени у всех шикарные рога. А главное- эти рога еще не окостенели и покрыты нежной-нежной шерсткой.
Я не знаю, как передать буквами ощущение от прикосновения к ним, это нежнее бархата, и оно живое.
Основное стало отогнали пастись чуть в сторону, возле чумов осталась лишь четверка запряженных в нарты быков - местный транспорт, который не заменить тут ни одной техникой.
Пока солнце не ушло за гору устраиваем ошалевшим оленям фотосессию.