Найти тему
muntaqa.info

Траур и самоистязания в день Ашура по поводу смерти Хусейна

Оглавление

Каждый год примерно в одно и то же время мусульмане всего мира попадают в неловкое положение, когда СМИ самых разных стран запускают репортажи о том, какими самоистязаниями в этот день занимаются некоторые люди, относящие себя к Исламу. Речь идет о том, как ведут себя некоторые группы шиитов в день Ашура. Ежегодно они выражают таким образом траур по поводу трагической смерти внука пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха — Хусейна ибн Али, да будет доволен Аллах им и его отцом. В день Ашура шииты устраивают массовые акции, и участники этих акций, публично причитая, бьют себя по лицу и груди, режут себе лицо, делают размашистые удары цепями и ножами по спине, истекая кровью, и нанося себе серьезные увечья и травмы.

Это жуткое зрелище вызывает отвращение к Исламу у немусульман и становится причиной замешательства и стыда у самих мусульман, непричастных к подобному поведению никоим образом. Ведь такие акции — это особенность исповедания религии у некоторых течений шиитского направления, которые для подавляющего большинства мусульман являются отклонившимися от истины как в этом вопросе, так и в понимании религии в целом.

Рассмотрим немного подробнее каково положение в Исламе того, чем занимаются шииты (рафидиты) в день Ашура.

Когда зародилось это явление?

Хафиз, муфассир, историк, имам Исмаил ибн Касир аш-Шафии указывает время, когда начали проводиться эти акции, и описывает, как это происходило. В своей известной книге об истории Ислама он пишет: «Впали в излишество рафидиты в государстве Бувайхидов (Буидов) в границах четвертого столетия (после хиджры) и около того. В Багдаде и подобных городах в день Ашура били в барабаны, развеивали пепел и пряности на дорогах и рынках, развешивали на магазинах грубые ткани, люди демонстрировали печаль и плач, многие из них не пили воду в ту ночь, чтобы быть как аль-Хусейн, поскольку он был убит, испытывая жажду. Затем выходили женщины с открытыми лицами, завывая и нанося удары по своему лицу и груди, ходили босиком по рынкам. Были и другие скверные нововведения, отвратительные страсти, позорные изобретения. А хотели они посредством этого выразить отвращение к государству Омейядов, поскольку он (аль-Хусейн) был убит в их государстве». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 8/202.

Можно заметить, что имам Ибн Касир указал на политическую подоплеку в проведении этих траурных мероприятий, отметив, что политический интерес подтолкнул эту группу к выражению религиозных чувств таким образом. И это будет еще более заметно, если обратить внимание на то, насколько такие акции неуместны с точки зрения религиозной логики.

Противоречие религиозной логике

Говорит хафиз Ибн Касир аш-Шафии: «Его (аль-Хусейна), да будет доволен им Аллах, убийство должно печалить каждого мусульманина, ведь он один из господ мусульман, он из ученых сподвижников, сын дочки посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучшей из его дочерей. Он много поклонялся, был отважным и щедрым, но не здорово то, что делают шииты, проявляя скорбь и печаль, большая часть которой, скорее всего, искусственна и является показухой.
Его отец (Али ибн Аби Талиб) был лучше него, и он был убит, но они не устраивают (ежегодных) траурных мероприятий по причине его убийства и при этом устраивают траурные церемонии в день убийства аль-Хусейна. Его отец был убит в пятницу, когда выходил на утреннюю (фаджр) молитву в 27 день рамадана 40-го года (от хиджры). 
Также Усман был лучше чем Али по мнению приверженцев сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уа аль-джама’а), и он был убит будучи в осаде в собственном доме в дни ташрика месяца зуль-хидджа 36 года (от хиджры). Его зарезали, (перерезав шею) от вены до вены, но люди не стали устраивать (ежегодных) траурных церемоний в день его убийства.
Также Умар ибн аль-Хаттаб — он лучше Усмана и Али и был убит, когда стоял в михрабе, читая Коран в утренней молитве. И люди не стали устраивать (ежегодных) траурных акций в день его убийства.
Также и (Абу Бакр) ас-Сыддик — он лучше него (Умара), но люди не взяли день его смерти для (ежегодных) траурных действ.
И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, господин потомков Адама в этой жизни и жизни последней — Аллах забрал его к Себе, он умер, как умирали пророки до него, но никто не утроил в день их смерти (ежегодных) траурных церемоний, в которые бы совершали то же, что делают те невежественные рафидиты в день трагической гибели аль-Хусейна.
И никто не упомянул, что в день их смерти или перед их смертью произошло что-то из того, что они заявляют о дне убийства аль-Хусейна из того, что уже было упомянуто, вроде затмения Солнца, покраснения неба и прочего.
Лучшее, что можно сказать при воспоминании этих и им подобных бедствий — это то, что передал Али ибн аль-Хусейн от своего деда — посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха — что он сказал: «Если мусульманин, которого постигло бедствие, вспомнит о нем, даже если прошло много времени, и выразит при этом «истирджа'», то Аллах непременно одарит его наградой, подобной той, которая была в день, когда его постигла эта беда». Хадис передали имам Ахмад и Ибн Маджа». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 8/203.

Истирджа’ — произнесение слов: инна ли-Лляхи уа инна илейхи раджи’ун, что значит: поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, мы к Нему возвращаемся.
Ар.: إنا لله وإنا إليه راجعون

Явное противоречие шариату

Помимо прочего, эти действия являются прямым противоречием шариату. Независимо от того, проводятся они с уклоном в членовредительство, или участники ограничиваются другими видами самоистязаний, траурными причитаниями и возгласами.

Членовредительство

Самые жуткие видео и фотографии с шиитских траурных акций передают кадры нанесения себе порезов и рассечений с большой потерей крови. Такие поступки, независимо от того, в какое время и кем совершаются, противоречат одной из главных шариатских целей: сохранение неприкосновенности жизни, к которой относится и сохранение неприкосновенности органов тела.

Говорит имам Ибрахим аш-Шатыби аль-Малики: «Что касается жизни, то похоже, что веление о соблюдении ее сохранности было ниспослано в Мекке, как это видно в Его словах: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву» (Скот, 151)… А что касается (сохранности) разума, то на него… распространяется неприкосновенность из требования о соблюдении сохранности жизни, подобно положению остальных органов тела и их полезных свойств — слуха, зрения и других». См. «Аль-Мувафакат» 3/236-237.

Нанесение себе ударов, разрывание одежды, рыдания и причитания

Многие участники этих траурных собраний и демонстраций ограничиваются нанесением себе ударов руками по груди и лицу, а также совместными рыданиями. И это тоже неприемлемо в Исламе.

> Доказательство из Корана

Всевышний Аллах сказал (смысл): «О пророк, если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благом, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Испытуемая, 12)

Говорит имам Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «О словах Великого и Могущественного Аллаха «и ослушаться тебя в благом» есть три мнения.
Первое: что имеется ввиду причитание (по причине чьей-то смерти). Так сказал Ибн Аббас и это также передано с иснадом от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Второе: что имеется ввиду, что они не должны взывать о горе (для себя), царапать лицо, распускать волосы и рвать одежду (в связи с чьей-то смертью). Так сказал Зейд ибн Аслям.
Третье: что имеется ввиду все из положений и нравов Ислама, что повелевает им посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Так сказал Абу Сулейман ад-Димашкы.
В этом аяте также содержится доказательство того, что повиновение правителям требуется только в дозволенном, но не в запретном». См. «Зад аль-масир» 4/274-275.

> Доказательство из сунны

Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не из нас тот, что бьет (себя) по щекам, разрывает одежду и взывает зовом времен доисламского невежества». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Хафиз Сираджуддин ибн аль-Муляккын аш-Шафии сказал: «Смысл слов «не из нас» — не из приверженцев нашей сунны, не из следующих нашему руководству. И не имеется ввиду полный выход из религии, ведь у приверженцев сунны человек не становится неверным за грехи. О Аллах, кроме как если будет убежден в разрешенности этого…
… Особое внимание уделено ударам по щекам помимо остальных органов потому что именно по ним бьют себя женщины во время горя. И потому что самое почтенное, что есть в человеке — это лицо, и не разрешено унижать и принижать его ударами, и не разрешено обезображивать его или совершать что-нибудь иное, что оскверняет его. А бьющему (другого) велено избегать лица». См. «Ат-Таудых» 9/537.

И сказал имам Джалялюддин ас-Суюты аш-Шафии: ««Не из нас» то есть не из приверженцев нашей сунны или нашего пути. И не имеется ввиду выведение такого человека из религии. Смысл использования именно такого выражения в увеличении эффекта сдерживания от попадания в подобное положение. И передано от Суфьяна (ас-Саури), что он не любил погружаться в объяснения подобных текстов и говорил: «Нужно воздерживаться от этого, чтобы (сказанное) больше западало в душу и сильнее удерживало (от подобных поступков)». См. «Ат-Тауших» 3/1077.

Поэтому не годится относить происходящее на траурных собраниях в день Ашура к Исламу, и следует знать, что шариат наоборот запрещает подобные действия. И предписано мусульманам в день Ашура совсем иное: https://muntaqa.info/muharram
_____________________

Источник: https://muntaqa.info/ashura
Твиттер:
https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai