Максим Ткаченко опубликовал на своей странице в социальной сети статью о ядерных испытаниях на Тоцком полигоне Оренбургской области в 1954 году:
"Утро 14 сентября, на дворе 1954 год. В семи с половиной км от эпицентра взрыва в блиндажах, окопах, в танках и прочей технике находиться около 45 тысяч военных действующей армии и мобилизованных фронтовиков. Около 10 тысяч единиц техники, лошади, собаки, овцы, коровы…..
Из воспоминаний Владимира Антонова: «Нам выдали всем новый комплект обмундирования, все новенькое, даже кожаные ремни, которые у нас были до этого брезентовые, такого я еще не видел».
Команда «Уран» началась в 8 утра, это означало, что учения начались. Радиосвязи нет, так что следующую команду «Молния» командиры подразделений подают, ориентируясь лишь по стрелкам наручных часов…….
Только единицы знают, что сейчас произойдет…….
Из воспоминаний Владимира Москаленко: «Пригласили в военкомат и сказали, что нужно срочно одеть военную форму. Мы абсолютно не чего не знали, было объявлено, что нас готовят к инспекторской проверке генштаба СССР. После взрыва наш танк бросило о стенку окопа, было такое впечатление, что земля сдвинулась с одного места, пополам треснула и передвинулась. Мы расписались, что 25 лет, никто не должен знать, где мы находились, что мы видели и что мы там делали».
Время 9 34 земля под ногами качнулась….. Это был атомный взрыв на Тоцком полигоне….. Рванула «Татьяна»…. Высота столба 12 тыс. метров, диаметр гриба 6 тыс. метров, скорость перемещения гриба около 90 км. в час.
Около года ушло на подготовку этой операции с ласковым названием «Снежок», которой руководил сам Жуков.
Из воспоминаний лейтенанта Бенцианова: «Мы с полковником сидели на ящике, полковник и говорит «Ты чего ящик качаешь?» Только хотел ответить, что не качаю, как тут с крыши нашего блиндажа, словно пушинку сдуло двадцатипудовой камень, который мы в итоге так и не нашли. Какая у нас была защита? Трусы, майка, нательное белье, хэбэ, ПИК (противоипритный костюм — «липучка»), очки, сквозь которые солнце виделось тусклой лампой... Один из наших командиров буквально на секунды выскочил из блиндажа, но тут же вкатился назад, плотно прикрыв двери, и сказал, что черное облако идет прямо над нами. Минут через сорок после взрыва по сигналу «Радуга» мы вышли из блиндажа для выполнения боевых задач. Листвы на деревьях не было, она лежала на земле толстым слоем. Кабины автомобилей сдавило так, что у некоторых боковые стекла вывалились или потрескались. Повсюду почти не просветная, не сбиваемая мелким дождем пыль. Послышалась команда «По машинам!», и далее — в наступление, в бой».
Почему именно наша область была выбрана для репетиции апокалипсиса? Все просто, наш край напоминает рельеф Западной Европы, считалось, что это наиболее вероятное место начала Третьей мировой. В итоге деревни Маховка и Елшанка снесены с лица земли, лишь кое-где остались обгоревшие печи. Жителей этих деревень заранее отселили в Сорочинск и другие поселки, расположенные вне зоны учений. До зоны учений было около 8-10 км.
Из воспоминаний Евгения Былова: «Когда раздался взрыв, земля примерно на полметра сдвинулась и на полметра поднялась. Потом на место снова вернулась, по спине как будто прокатился большой огненный утюг, горячий утюг. Потом, когда этот столб пошел на город Сорочинск, есть там такой город, поступила команда «Водителей таких то, таких то, машин срочно за руль для вывозки населения, т.к. вся пыль пошла на город».
Это были первые в Советском Союзе войсковые учения в условиях реального ядерного взрыва, которые обернулись драматическими последствиями для тысяч людей. В официальных отчетах было написано, что жертв, среди личного состава нет.
Из воспоминаний Виктора Савченко: «Все осветилось неестественным белым светом, сравнить не с чем. Испугались, очень сильно испугались, а кому охота было умирать то?»
Татьяна весила достаточно много, тротиловый эквивалент 40 килотонн. И нет жертв? На Хиросиму и Нагасаки были сброшены две бомбы, первая эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, вторая была эквивалентом в 21 килотонну тротила. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тыс. человек в Хиросиме и от 60 до 80 тыс. человек — в Нагасаки. Татьяну взорвали на высоте около 350 метров, да такой взрыв менее опасен, чем наземный, но все же …… Жертв нет…. Еще раз повторюсь 45 тысяч военных и около 10 тысяч мирного население в зоне 8-10 км.
Сразу после взрыва через эпицентр зоны поражения были проведены войска.
Из воспоминаний Зигфрида Синева: «Танк сместило к траншее примерно на пол метра, подвинуло его… Потом повторная волна отраженная еще раз подвинула. Двинулись наступать, все горит, все в дыму. Так в колонне прошли эпицентр атомного взрыва».
В то время основным поражающим фактором атомного взрыва командование считало ударную волну. Солдаты же и офицеры в реальных условиях испытали на себе поражающее действие другого – радиационного – фактора атомного взрыва. Естественно, люди не догадывались и о страшных последствиях репетиции апокалипсиса. Многие в тот день просто выходили и смотрели на небо, на движущийся гриб, глотая радиоактивную пыль. Когда военные разрешили собрать поваленные деревья после взрыва, многие поехали, не зная, на что себя обрекают. У одной семьи, ослепла корова на следующий день, сдали на мясо, наделали колбасы и потом ели всей семьей радиационное мясо. Многие люди получили разные дозы радиоактивного облучения. Об участниках вспомнили лишь после событий в Чернобыле, но многим так и не удалось доказать свое участие в учениях и получить компенсацию за утраченное здоровье. Все люди воспоминания, которых я упомянул, все имеют серьезные проблемы со здоровьем. Из 45 тыс. участников многие скончались раньше положенного, так же молодыми умирали, и жители которые жили вблизи эпицентра. Официальной статистики жертв и больных не существует. Да и сейчас диким эхом отражается на здоровье людей «Снежок». …….
P.S. «Зову живых, оплакиваю мертвых» - это слова которые написаны на памятнике который посвящен жертвам Тоцких учений с применением атомной бомбы".
Орен1 - "Оренбургские тайны". История, краеведение, современность
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!