Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов:
- Зачем нам идти к врачу?
- Как связана неврология с логопедией?
- Чего ожидать?
- Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты?
- Можно ли обойтись без этого?
Благодаря данной статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.
Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.
В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:
- В чем заключается связь неврологии и логопедии?
- Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
- Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
- Стоит ли бояться направления к неврологу?
- Можно ли обойтись без врачебной помощи?
Физиологические аспекты патологии речи
Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.
В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.
Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:
- Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
- Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.
Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:
- Афазии
- Дизартрии
- Алалии
Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?
Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении .. Читать дальше ..