Началось все в 1621 году, когда Виллем Усселинкс предложил создать Голландии знаменитую "лавочку" - Вест-Индскую компанию. В результате ВИК в Голландии создали, но Усселинкса отшили. Разочарованный в чувствах фламандский еврей, которого обхитрил еврей генуэзский (Барталотти), обратился к Дании и Швеции, с предложением создать собственную Вест-Индскую компанию. Густав-Адольф заинтересовался этой идеей, и в 1624 году была создана Söderkompaniet (Южная Компания), устав которой одобрил король в 1626-м.
В 1629 году (до "Мэйфлауэра" оставалось еще 5 лет), когда в Швеции организовали Skeppskompaniet (Корабельную компанию), и буквально было все готово для запуска проекта, но Швеция вмешалась в Тридцатилетнюю войну. В конце концов Корабельная и Южная компании были объединены в одну, и канцлер Аксель Океншерна провозгласил создание Nya Sverigekompaniet (Компании Новой Швеции). Но скупой канцлер выговорил, что половину оборотных средств компании дают шведские совладельцы (Аксель и Габриель Густавсон Оксеншерна, их двоюродный брат Габриел Бенгтссон Оксеншерна, а так же Клаас Ларссон Флемминг и Питер Спринг), а вторую половину - Усселинкс и его пять голландских компаньонов.
В 1637 году два шведских пинаса Kalmare Nyckel и Fagel вышли из Гетеборга, миновали Ла-Манш, Канарские острова и взяли курс на Северную Америку. Целью было устье реки Делавэр, где шведы планировали организовать колонию. Главой экспедиции был немец на голландской службе - Питер Минуит. Вообще все морские офицеры и половина экипажа были голландцами - капитан Kalmare Nyckel Ян Хендриксзоон ван дер Ватер,и капитан Fagel.
Полностью шведским был только отряд солдат-колонистов - 20 человек под командованием лейтенанта Монса Нильсона Клинга.
Путешествие во берегов Америки заняло 4 месяца, и 16 марта 1638 года первая партия поселенцев высадилась в устье реки Делавэр, которое назвали Райское Местечко (Paradise Point). 23-го столкнулись с первыми индейцами, которое не долго думая убили одного поселенца недалеко у скал (местечко так и назвали - "The Rocks").
Через несколько дней с местными заключили подобие договора, что выкупают 10 квадратных акров от Синего ручья до речки Шайлкил (современный район на западе города Филадельфия). 8 апреля был подписан договор купли-продажи, которая обошлась в кучку товаров и стекляшек, стоимостью в 18 крон. На выкупленном месте был основан форт Кристина, который окружили частоколом и поставили по периметру 4 мелкокалиберных пушки.
Новая экспедиция в сентябре 1639 года везла уже более 100 колонистов. Поскольку добровольцев на переселение не нашлось, поступили просто - сплавили в колонию преступников, поставив им выбор - либо смертная казнь в Швеции, либо эмиграция в Новую Швецию сроком не менее, чем на 5 лет. Kalmare Nyckel прибыл к устью Делавэра в апреле 1640-го, привез 100 рецидивистов, нового губернатора - голландца Питера Риддера, а так же протестатского священника Торкеля Реовиуса.
В 1641-м компания стала полностью шведской - в Нидерландах голландских соучредителей обвинили в государственной измене, а шведы просто пацанов кинули, заставив их продать свои акции по бросовой цене, ибо лузеров не любят нигде.
7 сентября 1641 года в форт Кристина прибыли Kalmare Nyckel и Charitas, они привезли в колонию 30 семей с домашним имуществом, скотом, лошадями, а так же семенами для посева и товарами. Среди этих семей преобладающее большинство были финны, которым жилось в тогдашней Финляндии очень не сладко. Они рассудили так - похрен где плохо жить - у себя в Финляндии, или на краю земли в Америке. Собственно они и были первыми настоящими сеттлерами из Швеции.
Чуть позже была создана деревня Финланд (Финляндия) в 20 км от форта, ибо финны не особо хотели жить вместе со шведами. Губернатором колонии в 1643-м назначили Йохана Бьернсона, который получил кличку Принц. Позже шутили, что это был самый большой губернатор в Америке всех времен и народов, ибо парень был явно объемен - 375 фунтов (170 кг) веса при 2 метрах роста. Он прибыл в феврале с 30 солдатами и 40 колонистами.
С индейцами дела у колонистов продвигались сносно - торговля росла, особенно меховая, некоторые из краснокожих даже нанимались на сезон на работу к шведам. Но проблемы возникли с англичанами и голландцами. Угрожая собственно Швеции торговым эмбарго голландцы вынудили правительство королевства отменить исключительное право на поставку в Швецию табака шведской ВИК. Соответственно бизнес, и до этого балансировавший на грани прибыльности, сейчас уже балансировал на границе рентабельности. Ну а далее вступил в игру голландский губернатор Нью-Амстердама Питер Стюйвесант. Несколько голландских отрядов попытались проникнуть в шведские колонии, но были отбиты. Чтобы оградить себя от нападений нидерландцев,были организованы несколько фортов (Казимир, Нью-Гетеборг, Нью-Эльфсборг). Поселенцев привлекли к воинской повинности, что им сильно не понравилось - и в Швецию полетела малява, что, мол, Принц тут совсем рамсы попутал, сатрап и деспот, издевается над нами, бедными. Но, как известно, все письма от жильцов всегда приходят к начальнику ЖЭКа, и Принц, прочитав маляву, был сильно разъярен и пообещал всем показать кузькину мать. Начал он вышеозначенный показ, с того, что повесил перед своей резиденцией отправленного в Швецию ходока, а поселенцы, не долго думая, пустились в бега и перешли на сторону голландцев. Это вызвало в метрополии бурление говн, и в результате Принц решил отказаться от власти (Я устал, я ухожу), поставив губернатором своего сына - Юхана Папенгоэ.
Переломный момент случился в 1654-м году. Kommerskollegium (Совет по торговле) решил отправить в Новую Швецию карательную экспедицию и сильно расширить колонию. Слухи о ней распространились с быстротой молнии и в Гетеборг набежала толпа финнов, желающих свалить подальше из снежной Суоми. По разным оценкам их было от 3 до 5 тысяч, ибо в "стране тысячи озер" жить, как ни странно, никто не хотел. Однако шведское правительство смогло выделить всего 2 корабля - Örnen и Gyllene Hajen, которые помимо войска смогли взять на борт всего 250 переселенцев, хотя, перевези шведы всех желающих финнов - они получили бы неоспоримое численное преимущество над голландцами (шведская колония тогда насчитывала около 700-1000 человек, голландская - около 3000 тысяч).
До Делавэра смог дойти только один корабль, Gyllene Hajen был перехвачен голландцами в районе Гудзонова залива. Прибывшие попытались захватить форт Казимира, который шведы сдали во время проблем в Принцем. Это сильно напрягло Стюйвесанта, и шведов из Америки решили выпилить. 31 августа 1655 года к форту Тринити подошли 6 военных кораблей с 1500 солдат (в форте было всего 300 человек, включая женщин и детей), и предложил сдаться. После двух дней раздумий Тринити капитулировал. Далее голландцы проследовали к форту Кристина, который 14 сентября 1655 года также сдался. Таким образом в результате спецоперации Новая Швеция перешла в руки голландцев. Некоторые жены офицеров, вернувшихся потом в Швецию, утверждали, "что не все так однозначно, мы сражались как львы", говорили, даже кто-то ходил со шведским прапором, крича песню "Гудбай, Америка!"
Когда слухи о падении колонии дошли до королевства - ее решили не отбивать. Дело в том, что в данный момент Карл X Густав вполне успешно выпиливал Польшу и Данию, и дела за океаном его интересовали мало.
Голландцы же дали шведам в Америке местное самоуправление, возможность создавать свои собственные отряды милиции, оставил им свой собственный суд.
Но самое смешное в другом - даже когда колония перешла к Голландии, из Швеции в нее продолжали бежать финны. Бежали долго, до 1664 года, и когда посмотрели, что за 10 лет корпорацию "пора валить" пополнили порядка 2000 финнов, шведы всполошились и эту лавочку прикрыли. Ибо финны эти становились добропорядочными голландцами, усиливая противника, и ослабляя метрополию.
Всего с 1636 по 1654 шведская ОИК владела семью кораблями (и никогда одновременно более 4-х не было). Вот они:
Kalmare Nyckel (самый большой корабль - целых 12 пушек и 115 тонн водоизмещения)
Fågel Grip
Svanen
Kattan
Gyllene Hajen
Örnen
Mercurius
Ну и напоследок красивый картинко
Бедственная история шведской "лавочки"
16 сентября 201816 сен 2018
495
6 мин